Найти тему

«Ягуар» объединения SEPECAT- одноместный истребитель- бомбардировщик и учебно-боевой самолет-Франция/Великобритания, 1968 г.

Оглавление

История создания. В 1964 г. штаб французских ВВС сформулировал тактико-технические требования к дешевому и простому по конструкции самолету, предназначенному для выполнения заданий по подготовке летного состава и тактической поддержки, который бы обладал сверхзвуковой скоростью (ЕСАТ). В результате конкурса был выбран проект Вг.121. Параллельно штаб ВВС проводил исследования, преследующие цель разработки сверхзвукового учебно- боевого самолета для замены околозвуковых самолетов «Хантер» фирмы «Хоукер» и «Нэт» фирмы «Фолленд». Предварительные проекты такого самолета были разработаны английскими фирмами «Инглиш электрик» (Р45), «Хантинг» (Н.155) и «Фолленд» (Fol47). С учетом экономической целесообразности правительства Франции и Великобритании подписали 17 мая 1965 г.. соглашение о совместном строительстве самолета, который отвечал бы требованиям обеих стран. За основу был принят французский проект Вг.121; разработка конструкции планера была поручена фирмам «Бреге авиасьон» и «Бритиш эркрафт», а создание двигателя – фирмам «Роллс-Ройс» и «Тюрбомека». На период строительства самолета сотрудничающие фирмы образовали объединение SEPECAT. Спустя 18 месяцев со дня подписания соглашения было начато строительство первого опытного образца (из 10 заказанных 8 предназначались для летных и 2-для прочностных испытаний). Одновременно приступили к стендовым испытаниям двигателя. 10 января 1968 г. было принято решение о серийном производстве 402 самолетов, 202 из которых предназначались для Великобритании.

-2

До 1976 г. были получены заказы на строительство 426 самолетов ( в том числе по 12 для Эквадора и Омана) следующих модификаций:
   – одноместный самолет тактической поддержки «Ягуар» А (160 самолетов для Франции, облет первого самолета 29.03.1969 г.) и «Ягуар» S (165 самолетов под обозначением GR.Mkl для Великобритании, облет 12.10.1969 г.);
   – двухместный учебно-боевой самолет «Ягуар» В (для Великобритании, обозначение «Ягуар» Т.Мк2, 30.08.1971 г.) и «Ягуар» E (для Франции, 8.09.1968 г.). 14.11.1969 г. был совершен облет самолета «Ягуар» M-одноместной модификации, предназначаемой для французской палубной авиации (программа разработки этого самолета была аннулирована в 1972 г.). Облет первого серийного самолета «Ягуар» E был осуществлен 2.11.1971 г., самолета «Ягуар» А-20.04.1972 г., «Ягуар» S-11.10.1972 г, «Ягуар» В-22.03.1973 г. На вооружение французской авиации первые самолеты начали поступать в 1972 г., британской-в 1973 г. До конца мая 1977 г. было выпущено 316 самолетов. Во время полетов один опытный образец самолета разбился (вероятно, вследствие аварии двигателя, после чего был уменьшен допустимый форсаж), у второго поломалось шасси, а у третьего на земле взорвался двигатель.
   В августе 1974 г. была начата разработка экспортной модификации самолета «Ягуар Интернэшнл» (на базе модификации «Ягуар» S с усовершенствованным двигателем «Адур» Мк-804 с номинальной тягой 23,40 кН и форсированной тягой 38,25 кН). Облет самолета был совершен 19.08.1976 г. Поставки (в Оман) начались в январе 1977 г.

-3

Вооружение. Все модификации, за исключением «Ягуара» В, имеют стационарное вооружение в виде двух пушек (калибр 30 мм) с запасом снарядов 150 шт. на каждую. Французские самолеты оснащены пушками DEFA, британские – пушками «Эйден» (модификация В оснащена одной пушкой). На самолете имеются пять замков внешних подвесок (по два под консолями крыла и один под фюзеляжем) с общей грузоподъемностью 4500 кг. На подкрыльных замках (грузоподъемность околофюзеляжных 1000 кг,
концевых 500 кг) могут быть подвешены бомбы, контейнеры НУРС SNEB или управляемые ракеты класса воздух-воздух «Мажик» фирмы «Матра». Подфюзеляжный замок (1000 кг) приспособлен для подвески бомб и управляемых ракет класса воздух-земля (тактического ядерного оружия AN-52 в модификации А).

Летно-технические данные

   Размах крыла, м 8,69
   Длина модификаций А и S (В и Е), м 15,52(16,42)
1)
   Высота, м 4,92
   Площадь несущей поверхности, м
2 24,00
   Масса пустого самолета, кг 7000
   Взлетная масса (ном./макс.), кг 11000/15 500
   Максимальная масса при посадке, кг 8450
   Грузоподъемность узлов внешних подвесок, кг 4500
   Емкость топливных баков (внутр./внешн.), кг 4500/3600
   Удельная нагрузка на крыло (ном./макс.), кг/м
2 455/641
   Максимальная удельная нагрузка на крыло при посадке, кг/м
2 349
   Отношение массы самолета (ном./макс.) к тяге при форсировании, кг/даН 1,69/2,39
   Максимальное число Маха 1,5
   Максимальная скорость на высоте 11 000 м, км/ч 1800
   Максимальная скорость у земли, км/ч 1300
   Посадочная скорость, км/ч 213
   Максимальная дальность (перегоночная), км 4210
   Практический потолок, м 14 300
   Радиус действия, км 575-1315
   Продолжительность полета, ч 3
   Длина разбега, м 580
   Взлетная дистанция, м 940
   Длина пробега, м 470
   Посадочная дистанция, м 860

Если Вам понравилось!

Подписывайтесь на наш канал.

Ставьте палец вверх!