История создания. Во второй половине 50-х годов командование шведских ВВС приняло решение приступить к работам над новым многоцелевым самолетом-преемником околозвукового самолета «Лансен» и сверхзвукового «Дракен». Предварительное проектное исследование самолета было начато в 1958 г., а в 1961 г. были закончены разработка эксплуатационных требований и сравнительная оценка свыше 100 различных вариантов форм планера. Детальный технический проект самолета разрабатывался в 1962-1964 гг. В 1965 г. комиссия экспертов представила заключение, на основе которого правительство Швеции приняло решение относительно реализации проекта и подготовке к серийному производству самолета. Было заказано 6 опытных образцов одноместного самолета и 1 образец двухместного.
Разработаны следующие модификации самолета: -истребитель-бомбардировщик AJ37 (первый серийный самолет облетан 23.02.1971 г., 21 июня самолет стал поступать на вооружение);
– истребитель-перехватчик JA37 (опытный образец с двигателем RM8A облетан для проверки оборудования в июне 1974 г., а первый полет со штатным двигателем совершен 27 сентября. В сентябре 1974 г. поступил заказ на 30 самолетов; потребность в них на 1978-1985 гг. оценивалась в 160-180 шт., так как планировалось заменить ими находящиеся на вооружении самолеты «Дракен»; облет первого серийного самолета состоялся 4.11.1977 г.);
– самолет-разведчик модификаций SF37 (21.05.1973 г.) и SH37 (10.12.1973 г.; первый серийный самолет был поставлен 19.06.1975 г.);
– двухместный учебно-тренировочный самолет SK37 (2.07.1970 г.; первый серийный самолет был поставлен в июне 1972 г.).
До 1977 г. передано в эксплуатацию, по оценкам, около 100 самолетов, а потребность на все модификации составляла примерно 400 самолетов. В 1974-1975 гг. на базе модификации JA37 была разработана экспортная модификация SAAB 37Х, которая наряду с американским (F.16) и французским (F.1E) самолетами была предложена НАТО в рамках так называемого контракта столетия. Следует отметить, что необычные очертания самолета, не встречавшиеся до сего времени в практике серийных сверхзвуковых истребителей, привлекли к самолету «Вигген» внимание самолетостроителей всего мира.
Все вооружение истребителя-бомбардировщика подвешивается на 7 внешних замках: 3 подфюзеляжных и 4 подкрыльных, расположенных на заднем крыле. Общая полезная нагрузка превышает 5000 кг. Основным вооружением самолета являются ракеты класса воздух-земля RB04E (против морских целей) или RB05A (против наземных целей), различного рода неуправляемые снаряды (вплоть до калибра 135 мм), пушки (калибр 30 мм), бомбы и мины в подвесных контейнерах. В модификации истребителя-перехватчика под фюзеляжем стационарно устанавливается пушка «Эрликон».
Летно-технические данные AJ37 JA37
Размах крыла, м 10,60 10,60
Длина, м 16,30 15,37
Высота, м 5,80 5,90
Площадь несущей поверхности, м2 62,20 62,20
Взлетная масса (ном./макс.), кг 16 000/ 13 500/ /20 500 /17000
Грузоподъемность, кг 6000 3674
Удельная нагрузка на крыло (ном./макс.), кг/м2 241/330 300/…
Отношение массы самолета (ном./макс.) к тяге при форсировании, кг/даН 1,39/1,77 1,35/…
Максимальное число Маха 2,0 2,0
Максимальная скорость на высоте 12000 м, км/ч 2120 2135
Максимальная скорость у земли, км/ч 1350 1410
Посадочная скорость, км/ч … 220
Время подъема на высоту 10000 м … 1 мин 40 с
Практический потолок, м 18 800
Радиус действия, км 500-1000 476
Длина разбега, м 400 488
Длина пробега, м 500 640