Найти тему
Escapist

О Победоносцеве

История всегда движется благодаря личностям, но эти личности редко бывают одни. Настоящие свершения всегда требуют присутствия рядом людей, которые могут помочь, направить. Рядом с царями нашей великой, необъятной Родины всегда стояли лучшие государственные умы, готовые решать самые сложные задачи, способные направить свои и чужие идеи в нужное русло. Одним из таких людей был Константин Победоносцев — обер-прокурор Святейшего Синода с 1880 года, идеолог, просветитель и историк церкви. Зрелый консерватор, он всеми силами стремился сохранить великое достояние России и преумножить имеющиеся блага.

Победоносцев родился в Москве в 1827 году, в семье профессора словесности и литературы. Дед Константина Петровича был священником. Обучался в Императорском училище правоведения, после защиты магистерской диссертации в 1860 году был избран профессором Московского университета по кафедре гражданского права. С 1861 года Победоносцев преподавал законоведение старшему сыну императора Александра II Николаю Александровичу, после также преподавал у будущих императоров Александра III и Николая II. Оба монарха высоко оценивали Победоносцева, уважали его как человека. В начале 1860-х годов Константин Петрович готовил ряд документов для грядущей судебной реформы, завершенной к 1864 году. Не всеми положениями реформы Победоносцев был доволен, он критически отзывался о некоторых ее аспектах. От члена Государственного совета он поднялся до обер-прокурора Синода и члена Комитета министров, что в те времена было серьезным повышением. Это говорит о деятельном характере Победоносцева, о его решимости и силе воли.

Изначально исповедовавший либеральные ценности, после трагической гибели Александра II Победоносцев показал себя, как лидер консервативной партии, целиком поддерживавший незыблемость самодержавия и окончательное утверждение монархистских ценностей. Однако к тому моменту Победоносцев был важной фигурой не только в ведомстве православного исповедания, он оказывал огромное влияние в вопросах национальной политики, внешней политики, народного просвещения. Его реформа церковного образования призвана была возвратить церковно-приходские школы к идеалам прежнего образования. Школьники должны были постигать основы нравственности, преданности царю, различные науки. Особую роль играло духовное образование и становление. Такие преобразования были очень ценны в то непростое время.

В 1905 году, после отказа поддержать Октябрьский манифест, подрывавший сами устои самодержавия, Победоносцев был отстранен от должности обер-прокурора. Умер он в 1907 году в довольно преклонном возрасте. Ему не удалось претворить в жизнь свои планы касательно разработки новой программы Собора Русской Церкви. Несмотря на это, Победоносцев во многом определил идеологию России конца XIX века. Он стремился избежать раскола в рядах церкви, стремился внедрить духовное начало в систему образования. Победоносцев всегда понимал ценность духовного представительства в жизни государства и подчеркивал, что История церкви познается лишь сердцем. Победоносцев был против демократии и парламентаризма, считая, что это разрушит систему патриархальных ценностей и оторвет народ от корней. Победоносцев, будучи провозвестником народных интересов, сблизился на этой почве с Достоевским, но горячие идеи литературного пророка во многом были ему чужды. Победоносцев видел путь в сохранении твердого сознания и ясности мысли.

Стоит воздать хвалу человеку, который уберег русское самодержавие от окончательного развала во второй половине XIX века и этим сохранил его, как символ величия духа, как регалию. Четверть века достижений, века прогресса — вот что было спасено благодаря Победоносцеву. Пусть реакция все же произошла, хоть и была серьезно замедлена — это не умаляет достижений Константина Петровича. При нем Россия была такой, какой ее многие хотели бы видеть — независимой, вдохновленной, несущей свет истины в массы. А это уже победа. Победа над засильем мрака и неведения. Этот символ должен жить вечно.