Найти тему
Джаз.Ру

Альбомы русского джаза. Трио Андрея Кондакова «Fairy Tale in the Rain»

Andrei Kondakov Trio. «Fairy Tale in the Rain»

Outline Records, 2012

* * * * *

Andrei Kondakov (p), Eddie Gomez (b), Lenny White (dr), JD Walter (vo)

У санкт-петербургского пианиста Андрея Кондакова было уже как минимум два альбома с этой выдающейся ритм-секцией. Эдди Гомес — это вообще басист-мечта для пианиста: он 11 лет работал во втором великом составе трио самого Билла Эванса, записывался с Чиком Кориа и вообще с кем только не записывался. Впервые Андрей, Эдди и барабанщик Return To Forever Ленни Уайт встретились в 1996 г. в квартете Игоря Бутмана, который совершил тогда прорывный тур по России. Было записано два альбома, но, к сожалению, сделанный после тура сильный авторский «Blues For Four» (где вся музыка была написана Кондаковым) слишком долго искал издателя и только в 2010 году вышел на Butman Music — не то чтобы время его ушло, это по-прежнему отличный альбом, но, во всяком случае, он не прозвучал так, как мог бы в 97-м. А вышел тогда (на «Союзе», самом массовом российском лейбле 90-х) записанный в Москве «Jazz 4X4» — альбом неплохой, но далеко не исчерпывавший потенциал того незаурядного состава.

И вот осенью 2008 Андрей ещё раз записывается с этими же музыкантами, на сей раз в формате трио (в известной бруклинской студии Systems Two), а в январе 2010 «добивает» материал записью ещё нескольких треков с ними же — на сей раз в Twinz, расположенной в Нью-Джерси. В трёх треках (всего их десять) звучит также вокал: это нью-йоркский вокалист Джей Ди Уолтер, с которым Кондакова связывает, может, не такая давняя, но очень плотная и регулярная история совместных гастролей и записей. Джей Ди написал и тексты к вокальным номерам. Музыка же на альбоме вся написана Кондаковым.

Ну, что сказать, дамы и господа? По скромному непросвещённому мнению рецензента, перед нами едва ли не лучший (на сегодня) альбом в обширной дискографии Андрея Кондакова. Кондаков ведь может быть очень разным. Кондаков, играющий электрифицированный фьюжн с группой Without Address, и Кондаков, играющий загадочный композиторский авангард в трио с Вячеславом Гайворонским и Владимиром Волковым; Кондаков, играющий чисто бразильскую музыку (написанную им самим!) с так называемым «Бразильским проектом» (из настоящих «бразильянцев» высокого уровня посвящения), и Кондаков, играющий современный мэйнстрим, скажем, с Эриком Александером и Джимом Ротонди — всё это, тем не менее, Андрей Кондаков, и все эти стилистики непротиворечиво и органично уживаются в одном музыканте, опровергая тем самым теоретические построения апологетов жанровой чистоты и «видовой замкнутости» в джазе.

Андрей Кондаков (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Андрей Кондаков (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Так вот в новой записи Андрею удалось совершенно непротиворечиво и органично совместить элементы почти всех своих музыкальных воплощений в рамках одного альбома, длящегося чуть более часа. При этом альбом вовсе не представляет собой какой-то коллаж из разных звучаний: напротив, он выдержан в единой стилистике, просто стилистика эта по природе своей глубоко индивидуальна, свойственна одному только Андрею Кондакову.

Знатоки спорят в интернетах, способны ли русские джазовые музыканты найти своё лицо или обречены вечно копировать чужие находки. Способны, господа знатоки, способны. И этот альбом — вернейшее тому подтверждение. Дело тут далеко не только в том, где музыкант живёт, с кем он играет. Дело прежде всего в таланте.

И уж если этот элемент прочитывается, тогда да, правильные партнёры — большое дело. Из трёх американских участников записи хочу выделить одного. Поймите меня правильно: и Ленни Уайт — отличный барабанщик, мастер полистилистики, умеющий подобрать идиому, не лежащую слишком близко к поверхности и оттого воспринимающуюся как новация. И Джей Ди Уолтер — вокалист первоклассный, с умением подать историю, рассказать эмоции и при этом ни разу не «пережать». Но партнёрство Кондакова и Эдди Гомеса — становой хребет этого альбома, недаром он начинается с красивейшей пьесы «White Stone», которую они играют дуэтом.

Дело в том, что как игра Кондакова — совсем не «про технику», так и игра Гомеса — не «про метроном». Ну, то есть, и Кондаков техничен, и Гомес ровен; но это играет в их музыке настолько малую роль... Живая, дышащая фактура их игры, их непрерывной интеракции образует такую ясную и проницаемую взглядом во всех направлениях звуковую ткань, что местами хочется закатывать глаза от сильных эмоций. И это при том, что у Гомеса крайне своеобразный, неканонический звук, чрезвычайная ритмическая и временнáя свобода (настолько чрезвычайная, что иного академиста способна и напугать) и он стенает и бормочет во время соло (что, конечно, хорошо слышно в записи), и при том, что Кондаков совсем не заботится об идиоматической (идеологической?) чистоте — например, в фактуру классического фортепианного трио запросто вводит звучание стрингс-синтезатора. Но все эти детали совершенно неважны — вернее, важны только в той мере, в какой они работают на создание музыкальных образов. А вот с чем, с чем, а с музыкальными образами в этой музыке всё в порядке. Успевай только рассматривать и пересматривать...

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (оригинальная публикация: бумажный «Джаз.Ру» №2-2013)