Найти тему

Вогнанный в штопор

Оглавление

Причина гибели Юрия Гагарина. Версии

Существует множество версий и догадок по факту гибели Юрия Гагарина. Что же стало причиной катастрофы?

По словам Арсения Миронова, члена летной подкомиссии, занимавшейся расследованием причин катастрофы, Гагарину дали неправильную команду. Официальная вероятная причина — резкий маневр уклонения от метеорологического шара-зонда, который внезапно оказался на пути самолета.

Алексей Леонов: пилот, погубивший Гагарина, стал Героем

Дважды Герой Советского Союза, человек, который первым в мире вышел в открытый космос, Алексей Леонов в прошлом году издал книгу, в которой изложил свою версию гибели Юрия Гагарина. Заголовок повторял цитату из книги: «Человек, погубивший Гагарина, жив. И даже стал Героем Советского Союза». А несколькими годами раньше Алексей Леонов сообщил, что получил доступ к секретным материалам комиссии, расследовавшей гибель первого космонавта планеты.

Истребитель Су-15, взлетевший с подмосковного аэродрома Жуковский и несанкционированно находившийся в районе тренировочного полета самолета с экипажем Серегин — Гагарин, по неосторожности в условиях облачности совершил маневр, приведший к срыву самолета Юрия Гагарина в штопор, убежден Алексей Леонов, ссылаясь на рассекреченные данные.

«20 лет я боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина. В официальном (заключении о гибели) написали, что самолет (Гагарина) совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с землей. Экипаж погиб. Бред!» — заявил Леонов, выступая в Звездном городке.

«На самом деле все было по-другому: 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин — Гагарин) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров, — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10 — 15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет (Гагарина) совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с землей», — рассказал Алексей Леонов. По его словам, это уже не версия, а истинная причина гибели первого космонавта планеты.

Владимир Аксёнов: необычная облачность спутала карты

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина проходивший вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, также представил свою версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизнь первого космонавта планеты. Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге «Дорогами испытаний».

В тот день, 27 марта 1968 года, Юрий Гагарин выполнял вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов — на другом самолете проходил тренировки на невесомость.

Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.

«Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысячи метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика», — отмечает Аксенов.

По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.

Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.

«Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ — интенсивное снижение переворотом — применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были», — констатирует Аксенов.

По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.

Самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь авиагоризонта, стали затягивание машины в глубокую нисходящую спираль либо при интенсивных попытках уйти вверх срыв в скоростной штопор.

«Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и у Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи», — уверен Аксенов.

Арсений Миронов: земля разрешила опасный манёвр

Поблизости от зоны полета самолета Гагарина и Серегина выполнял задачи МиГ-15 УТИ летчика Андреева. Истребитель Гагарина попал в закритический режим полета в процессе уклонения от внезапно замеченного посреди облачности второго самолета. Ответ на вопрос о гибели Гагарина кроется в расшифровке радиообмена.

«На запрос Гагарина в 10:29:57 «Задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение на курс 320 градусов» руководитель полетов (или его помощник) немедленно ответил: «Разрешаю», по-видимому, не наблюдая опасного сближения меток целей самолетов Серегина — Гагарина и Андреева на экране локатора. Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами: «Без снижения». Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа», — рассказывает Миронов.

Если бы команда была правильной, самолет Гагарина прошел бы курсом 320 градусов на высоте 4200 м над самолетом летчика Андреева и опасного сближения самолетов не произошло, не пришлось бы выполнять опасный маневр уклонения, считает эксперт.

Выводы госкомиссии

Вместе с тем правительственная государственная комиссия, скрупулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии.

Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Народ винит власти

Существует неофициальная версия о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа — фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.

Ряд «исследователей» утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом «советском лунном заговоре» содержит обо­снования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.

Опубликовано: 11.04.18 (22:29)