Шахматы » Эндшпиль / Азы » Эндшпиль » Маты
Маты одинокому королю изучаются не столько с целью подстраховать новичка от конфуза, когда он получив огромный перевес в материале, не может его реализовать в конечную цель - постановку мата, нет, главная цель этих уроков состоит в обучении взаимодействию нескольких фигур для достижения какой-то единой цели. В конце игры против одинокого короля цель может быть одна - мат,но это частный случай, умение, приобретённое на этих простых примерах, скажется и в середине игры и в её начале.
Недостаток в приобретённых элементарных навыках сказывается на игре даже мастеров: так в советские времена мат слоном и конём не сумел поставить один киевский мастер. Недавно с подобной же задачей не справилась чемпионка мира по шахматам.
Мат слоном и конём, конечно сложнее мата двумя слонами, но он не настолько сложен, если подходить к изучению принципов, а не к зазубриванию, то овладеть этим может всякий, кто уверенно, из любой позиции ставит маты ладьёй и слонами.
Во всяком случае, мат слоном и конём не сложней многих пешечных окончаний, которые уж точно нужно уметь разыгрывать, хотя бы с той целью, чтоб при завоевании лишней пешки уверенно идти на размен фигур с целью реализации этой пешки.
Мат двумя слонами
Мат двумя слонами ставится в одном из углов доски. Король запирается объединенными силами фигур в одном из углов. Слоны располагаются так, чтобы король не мог сбежать в какой-либо другой угол доски. Далее король ставится на третье от угла поле по вертикали или горизонтали (отмечены кружками на диаграмме), далее маневрами слонов дается мат.
1. Bd3 Kg7 2. Bg5 Kf7 3. Bf5 Kg7
Кружками обозначены поля, которые контролируют слоны, и они окружают пространство доступное для маневров чёрного короля. Теперь белые подтягивают короля, не обращая внимания чем там занимается король соперника.
4. Kf2 Kf7 5. Kg3 Kg7 6. Kh4 Kf7 7. Kh5 Kg7 8. Bg6 Kg8 9. Kh6 Kf8 Король белых занял финальную позицию, далее следует развязка
10. Bh5 Kg8 11. Be7 Kh8 12. Bg4 Kg8 13. Be6+ Kh8 14. Bf6#
Разыграть на интерактивной доске
Если матуемый король находится в центре, то к нему вначале подводят короля сильнейшей стороны, а потом подключают слонов.
В заключение
Помимо предложенного Капабланкой финала, расскажу ещё об одной финальной расстановке фигур, в которой ставится мат слонами.
Кружками обозначены поля, на которых должен стоять король сильнейшей стороны при постановке мата (у Капабланки соответствующие поля были рядом с этими на крайних вертикалях или горизонталях).
Вот пример финала матования по этой схеме:
Матование началось вот с этой позиции:
К мату привела следующая серия ходов:
1. Kg3 Kg6 2. Kf4 Kf6 3. Bb3 Kg6 4. Bc3 Kh7 5. Bb4 Kg6
Этот пример на интерактивной доске
В варианте Капабланки создаётся следующая позиция, где он рекомендует занять следующим ходом поле h6 королём, но если на это поле поставить чернопольного слона, а короля поставить на поле g6, где в данный момент стоти белопольный слон, то мат достигается на ход раньше
1. Bh6 Kh8 2. Bb1
сейчас, после хода чёрных, белый король встаёт на поле g6, которое только что покинул белопольный слон
2... Kg8 3. Kg6 Kh8 4. Bg7+ Kg8 5. Ba2# - Проиграть вариант на интеактивной доске
Для того, чтоб вести игру осознанно, шахматист должен научиться видеть битые поля в полном объеме, на том участке доски, где основная схватка. Если мастер не может поставить мат слоном и конём, это говорит о том, что он не видит тех полей, которые контролируют фигуры. Это огромный пробел в шахматном образовании.
Зазубривание дебютов, комбинационное зрение, все это крайне важно, кто ж с этим будет спорить, но вот обучить умени видеть позицию, шахматные наставники порой упускают, тем более этим страдают те, кто учатся шахматам самостоятельно.
Сейчас покажу, какие поля отнимают слоны и король при той начальной постановке, что приведена в последнем примере.
Научиться видеть это в полном объёме не так просто, а потому пренебрегать подобными "простыми" уроками не стоит.
Вот как контролирую поля вокруг короля соперника совместно слон, конь и король:
Если научиться видеть именно ЭТО, а не считать варианты - сейчас нападу, он пойдет туда... Куда он пойдет - в этом эндшпиле есть положения, когда при лучшей игре требуется более 30 ходов для победы. Значит тут не считать и помнить нужно, а ВИДЕТЬ