Найти в Дзене

Им жилось тяжелее

XIX век. Великобритания стала индустриальным гигантом: в городах Шеффилд и Бирмингем расположились металлургические заводы, в Уэльсе добывают каменный уголь и железо, в Манчестере набирает обороты развитие хлопкопрядильных станков, в Лестере производят текстиль. Но развитие промышленности мало изменяло жизнь простого рабочего люда, который спал и просыпался в маленьких, грязных и знойных комнатушках, шёл на работу в дождь и снег, работал по 8-12 часов. А что поделать? Если будешь возмущаться, то тебя быстро заменят ирландцем, который за кусок хлеба и немного монеток отработает и 12, и 14, и 16 часов за смену - только плати, как говорится

Техника безопасности, средства индивидуальной защиты; предоставление адекватного жилья, питания и медицинского ухода – всё это соблюдалось для вида и обмана зрения нанимающегося, либо отсутствовало вовсе. Посему неудивительно, что профессиональные болезни были такими же частыми явлениями, как грязь в Ист-Энде. Например, шахтёры болели астмой, работники бумажных и линолеумных заводов травились свинцом, а в 1840, с завозом в страну верблюжьей шерсти и мохера, начала распространяться сибирская язва. Работники предприятий, где производились обои, абажуры для ламп, шторы и обивка для мебели, травились мышьяком, ибо его использование давало прекрасный зелёный цвет. Отравление мышьяком приводило к восхитительной сыпи вокруг гениталий и к кожным заболеваниям, включая рак.

Стоит отдельно рассказать про некроз челюсти – профессиональной болезни работниц спичечных заводов. Но картина не была бы такой печальной, если бы не тот факт, что спички производились на дому в кругу семьи. В чём же была причина некроза челюсти? Виновником торжества можно считать Шарля Сориа, который придумал фосфорную спичку, в состав которой входил клей, бертолетова соль и фосфор. Спичка прекрасно горела, легко изготавливалась: достаточно было макнуть палочку необходимого размера в смесь. Но в этом мире за всю простоту всегда чем-то платят, и в данном случае платили здоровьем.

Рабочий/работница (угодил феминисткам, ага) вдыхал фосфор, наспех мыл руки перед обедом, а после чистил зубы этой же самой спичкой, что вызывало отравление. Затем начиналась зубная боль, появлялись нарывы на дёснах, из которых шёл гной. Следующей стадией болезни было выпадение зубов, обнажение костей челюсти и развитие некроза. А завершающей стадией была либо смерть, либо уродство до конца жизни.

Занимателен случай, связанный с белым фосфором и феминистками. Жила в то время мисс Энни Безант, которая подстрекнула работниц завода «Брайант и Мэй» к забастовке при помощи статьи в социалистическом журнале «Линк» под названием «Белое рабство в Лондоне». В ней говорилось, что женщины получают за 16-ти часовую смену 1 шиллинг 4 пенса и штрафы (тумаки) за опоздание, разговоры, поход в туалет, за грязную обувь - иначе говоря, за все пустяки. Также требовали от работниц вклад в светлое будущее в благотворительность – цена таких взысканий составляла от пенса до шиллинга. В статье также было сказано и про здоровье работниц, что справедливо, ибо они обедали в том же цехе, где и работали с белым фосфором. В итоге, широкая огласка статьи привела к забастовке, и в течение трёх недель женщины боролись за свои права. Они добились своего – их перестали штрафовать и угнетать ругать за мелкие проступки. Также они показали, что в единстве сила. А что же фосфор? Нет фосфора — нет работы, так что его продолжали использовали вплоть до 1910 года, пока законом не было запрещено производство спичек из него.

Изготовление спичек на дому.
Изготовление спичек на дому.

Рост безработицы, нищеты и населения до 15 миллионов требовал больше рабочих мест - без них произойдёт неконтролируемая эпидемия, связанная с голодом и дальнейшими последствиями. Но что же делать, если работа на фабриках была сложной, грязной, и на ней существовал 1000 и 1 способ получить травму или болезнь? К тому же, на фабрику устроиться – задача трудная. Работать необходимо, а негде. Что делать? Помог восхитительному сословию нищих, сирот и пожилых закон от 13 августа 1834 года, в котором на смену устаревшей системе приходской благотворительности пришла новая система на основе работных домов.

Работные дома представляли из себя благотворительные заведения, где представитель прекрасного сословия мог заработать на хлеб или же получить вместо него маленькую сумму денег. Данным домом управлял попечительский совет, назначавший надзирателя и экономку для рассмотрения заявок от представителей умопомрачительного сословия, контроля бюджета и расследования случаев плохого отношения внутри этого изумительного сословия.

«Когда они входят в ворота работного дома, им начинает казаться, что они попали в огромную тюрьму, откуда их вызволит только смерть… Многие обитатели работного дома считают его гробницей, в которой их похоронили заживо. Это могила всех их земных надежд».
Журналист Джеймс Грант.

Немного работных домов.
Немного работных домов.

Что же ожидало нищую семью в работном доме, при одном упоминании которого по спине пробегал холодок?

Что же ожидало нищую семью в работном доме, при одном упоминании которого по спине пробегал холодок?

Во-первых, представителя замечательного сословия ставили перед выбором: либо он селится в полутюремных условиях с баландой, изнурительной работой и крышей над головой, либо он идёт на все четыре стороны и выживает как умеет.
Во-вторых, если ты выбрал первый вариант, то забудь о своей жене и детях, ибо работать и жить будете в отдельных крыльях.
В-третьих, каждый представитель роскошного сословия проходил медосмотр, мылся и одевался в цвета своей жизни – в серый. А если ты незамужняя мать, то на тебе ещё и жёлтую полосу.
В-четвёртых, всё расписано по часам. Ложись в 9, вставай в 5 утра по звону колокола. Также по данному звону менялась деятельность. Ребёнок? Плевать, работаешь наравне с 40-летним мужиком.
В-пятых, не нравится суровая жизнь – проваливай. И не забудь своих детей и жену! Уходили так же, как и поступали всей семьёй.
В-шестых, ты можешь видеться с женой, но днём. Спать вместе нельзя, иначе начнёшь плодить других представителей поразительного сословия. Ну или коммунизм, мало ли.
В-седьмых, провинился? Карцер твой друг. В нём нужно было находиться в течение 24 часов без еды, кровати и горшка, а после ты обязан убрать за собой свои испражнения. Отказался – ещё на несколько часов, либо на день, но уже с порцией тумаков. Тсс, официально никого не трогали.
Наказания регулировались правилами. Нарушителей тишины, лжецов, тунеядцев, симулянтов наказывали карцером. Мальчишек наказывали розгами, а к девочками телесные наказания не применялись, даже линейкой по рукам не били. Справедливо?

«Оливер Твист и его товарищи на протяжении трех месяцев терпели муки, медленно умирая от недоедания; наконец, они стали такими жадными и так обезумели от голода, что один мальчик, который был рослым для своих лет и не привык к такому положению вещей, мрачно намекнул товарищам, что, если ему не прибавят миски каши, он боится, как бы случайно не съесть ночью спящего с ним рядом тщедушного мальчика. Глаза у него были дикие, голодные, и дети слепо ему поверили»
Чарльз Диккенс — «приключения Оливера Твиста»

Несмотря на плохие условия содержания, некачественное питание и медицинский уход, которого практически не было, а также изнурительную работу, работные дома снизили нищету на ~20%. На улицах стало меньше бездомных и мелких преступников, зарабатывавших с помощью краж фруктов, овощей, молока и мяса на рынке.