Необходимость в возврате купленного автомобиля обратно дилеру (например, по причине его ненадлежащего качества), к счастью, на практике возникает не так уж и часто. Тем не менее, следует признать - если все-таки такая необходимость возникла, то является она весьма болезненной и неприятной хотя бы по той простой причине, что «железный конь» - покупка недешевая, очень желанная, а зачастую и долгожданная.
Недавно в нашу службу поддержки от постоянного посетителя сайта поступил следующий вопрос:
«Уважаемые юристы, в феврале этого года у официального дилера приобрел автомобиль, в ходе эксплуатации которого возникли серьезные проблемы с коробкой передач. Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить документы на возврат машины в салон».
В ходе переписки выяснилось, что автомобиль был приобретен наполовину в кредит, а также, что было оформлено КАСКО (за наличные деньги покупателя), стоимость которого автор вопроса также хотел бы вернуть.
В результате ответ на данный вопрос по своему объему превратился в целую статью, которую мы и предлагаем вашему вниманию.
Основания и сроки возврата автомобиля в автосалон
Если говорить коротко, то в соответствии с законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», покупатель автомобиля во всех случаях при обнаружении в нем недостатков, имеет законное право в течение 15 дней после его приобретения:
- обменять купленный автомобиль на такой же другой автомобиль (разумеется, уже без дефектов);
- отказаться от исполнения соответствующего договора купли-продажи и полностью вернуть потраченные деньги;
- обменять купленный автомобиль на аналогичный автомобиль с перерасчетом изначальной покупной цены.
Но и после истечения пятнадцатидневного срока после приобретения автомобиля у покупателя сохраняются вышеуказанные права при наличии одного из следующих обстоятельств:
В автомобиле выявлены существенные недостатки.
К категории существенных недостатков относятся, например, недостатки:
- устранение которые требует несоразмерно большого количества времени и (или) несоразмерно больших материальных расходов;
- устранение которых в принципе невозможно;
- проявляющиеся неоднократно, даже после их устранения.
Дилер нарушает установленные законодательством сроки устранения недостатков автомобиля.
В соответствии с действующим законодательством недостатки автомобиля должны быть устранены дилером незамедлительно - в объективно необходимый минимальный срок их устранения обычно применяемым способом.
Автомобиль невозможно использовать вследствие неоднократного устранения его различных недостатков в совокупности более чем тридцать дней в течение каждого года срока гарантийного обслуживания.
Обратите внимание, что такая «причина» как «не понравился дизайн/интерьер/комплектация» в соответствии с действующим законодательством не является основанием для возврата автомобиля дилеру, хотя, в принципе, и не исключена на практике.
Ведь с целью создания благоприятного впечатления о себе и положительного имиджа дилер в данном вопросе может пойти на значительные уступки клиенту. Но данная тематика к нашей статье не имеет отношения, так как разрешается на основании взаимного добровольного соглашения.
Особенности возврата кредитного автомобиля
По статистике, большой процент автомобилей на российском рынке в настоящее время продается в кредит.
Процедура возврата кредитного автомобиля практически не отличается от купленного за «свои кровные» деньги, за исключением того, что в случае отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи дилерский центр переводит деньги на счет банка-кредитора, кроме, естественно, первоначального взноса и платежей, которые уже успел оплатить покупатель (возвращаются непосредственно человеку). В данном случае дилером также возмещается плата за предоставление кредита.
Настоятельно не рекомендуем прекращать выплаты по кредиту банку до того момента, когда вы убедитесь, что продавец перечислил банку всю причитающуюся ему сумму.
В противном случае вас могут обвинить в неисполнении обязательств по кредитному договору со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Советуем также запросить у банка документ, подтверждающий отсутствие у него каких-либо претензий к заемщику.
Если же в автосалон возвращается автомобиль, приобретенный за счет потребительского кредита (займа), то дилер обязан возвратить всю уплаченную за автомобиль денежную сумму, а также возместить уплаченные проценты и иные платежи по соответствующему договору.
Документы, необходимые для возврата автомобиля дилеру
Для того, чтобы вернуть машину дилеру, прежде всего, следует подготовить и подать претензию.
Данный документ составляется в произвольной форме в двух экземплярах.
При составлении претензии необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Укажите контактные данные сторон: полное название и адрес автосалона, где покупался автомобиль и свои установочные данные (фамилию, имя, отчество полностью), а также адрес регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
- Укажите дату передачи автомобиля.
Обратите внимание, что дата заключения договора купли-продажи и дата фактической передачи машины новому собственнику не всегда совпадают. - Опишите проблему.
Упомяните все факты, имеющие отношение к сложившей ситуации, в том числе, когда и при каких обстоятельствах была выявлена неисправность и др.
При возможности подкрепите свои доводы доказательствами, например, факт обращения в автомастерскую может быть подтвержден наряд-заказом, актом выполненных работ и др. - Изложите свои требования.
А именно, что конкретно вы требуете: заменить автомобиль, полностью расторгнуть договор купли-продажи и др.
К претензии необходимо приложить копии следующих документов:
- договора купли-продажи автомобиля;
- квитанции или иного документа, подтверждающего оплату покупки;
- акта приема-передачи;
- паспорта технического средства (ПТС);
- свидетельства о регистрации автомобиля;
- документа, подтверждающего факт обращения на станцию техобслуживания и др.
Для кредитного автомобиля дополнительно потребуется приложить копии:
- кредитного договора;
- документа, подтверждающего сумму выплат по кредиту.
Один экземпляр претензии остается в автосалоне, а на втором его сотрудником проставляется отметка о приеме (входящий номер, дата, подпись), после чего он возвращается покупателю.
Если сотрудник автосалона отказывается принимать претензию, то ее можно отправить почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью содержимого.
Срок рассмотрения претензии в соответствии со ст. 22 Закона о защите прав потребителей составляет 10 дней.
Желание продавца провести в отношении автомобиля экспертизу не является основанием для уменьшения указанного срока.
Если претензия направлялась по почте, то началом срока будет считаться дата получения претензии продавцом.
Что делать, если дилер отказывается выполнить требования
Если продавец отказывается выполнять требования покупателя добровольно, необходимо обращаться с исковым заявлением в суд.
В случае успешного исхода дела покупатель может рассчитывать на:
- выполнение продавцом требований, указанных в претензии;
- возмещение расходов, связанных с покупкой автомобиля (включая установку дополнительных опций, приобретение страхового полиса и др.);
- взыскание с автосалона неустойки и штрафа;
- возмещение расходов на оплату услуг адвоката при подготовке документов и в суде и др.
Однако для этого потребуется доказать в суде, что выявленный недостаток является следствием ненадлежащего качества автомобиля, за что отвечает изготовитель (продавец).
Чтобы подстраховаться от различных неприятных неожиданностей, рекомендуем перед обращением в суд обратиться за помощью или хотя бы за консультацией к опытному адвокату, тем более, что в случае успешного исхода дела его услуги будут оплачиваться недобросовестным продавцом.
Бесплатную правовую помощь по вопросу возврата автомобиля вы можете получить у онлайн консультанта нашего сайта или по указанным в контактах телефонам.
Сроки выполнения требования о возврате автомобиля
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что в соответствии со ст. 22 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» требования покупателя автомобиля подлежат удовлетворению в десятидневный срок, начиная со дня получения претензии и прочих необходимых документов непосредственно сотрудниками автосалона или по почте.
За нарушение срока, согласно ст. 23 вышеуказанного Закона, дилером уплачивается неустойка в размере 1% от стоимости автомобиля.
Внимательный читатель наверняка заметил, что в своей статье мы лишь частично рассмотрели вопрос, связанный с возвратом денег за КАСКО.
Этому будет посвящена отдельная публикация, ссылку на которую мы разместим здесь по мере ее готовности, обязательно следите за публикациями.