Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Зачем «запекали» младенцев в печи на Древней Руси?

Сейчас медицина вышла на такой уровень, что даже слабенький и недоношенный младенец получает шанс на жизнь. Сложно представить, что сто лет назад дела обстояли иначе. Причём настолько, что об этом даже страшно рассказывать.

Если малыш появлялся на свет маленького веса, имел рахит или другие недуги, то повитуха должна была его «перепечь». Это не условное название, а настоящий древний обряд, который действительно связан с печью.

Просто в старину считалось, что у матери в чреве ребёнок набирает сил, а если по каким-то причинам этого не произошло, то его необходимо додержать в печи, чтобы малыш «дозрел». В таком случае у него появится больше шансов на выживание.

Современный человек в негодовании может воскликнуть: «Ребёнка! В печь?». Почему такой варварский способ? Почему именно в печь? Это звучит дико!». Но только не для славян. Для них печь олицетворялась с единством загробного, земного и небесного миров. На печи спали старики и дети, в печи готовили еду, печь давала тепло и жизнь. Она занимала центральное место в хате и вообще вся жизнь проходила возле неё.

Поэтому именно к ней и обращались, когда наступала необходимость поддержать того, кто только появился на этот свет.

Ритуал заключался в следующем. Младенца заворачивали в сырое ржаное тесто, так, чтобы свободным оказывался только ротик и нос. Причём тесто тоже не было обыкновенным. Для замеса требовалась вода, набранная в трёх колодцах. Принести её мог не любой человек, а именно бабка знахарка. После того, как младенец был запечатан в тесто, его привязывали к лопате и отправляли в печь. Но не горячую, а теплую и без огня, с тлеющими углями.

Этот ритуал могла совершить либо сама мать, либо самая старшая женщина в поселении. Но всегда требовались помощники. Сам процесс сопровождался определёнными словами и заговором. А иногда и диалогом между участниками.

-2

Речь, которую произносила знахарка, была построена по такому ритму, чтобы ребёнка можно было вовремя достать из печи, и чтобы он там не успел задохнуться. Часов в то время не было, поэтому «лекари» ориентировались на интервал между словами.

Диалог происходил следующим образом:

«Что делаешь?».
«Пеку хлеб», - и при этих словах двигала лопату к печи.

Свекровь на это отвечала:

«Да, пеки, пеки, только не перепеки».

И для матери это означало, что нужно лопату вынимать.

При разных заболеваниях обряды имели свои нюансы.

Чтобы избавить малыша от сухотки знахарка вообще забирала ребёнка на ночь. Или мать оставалась с младенцем в нетопленой избе и трижды знахарка обращалась к ней с просьбой отдать ребёнка, а болезнь запечь. За это предлагала даже деньги. А чтобы напугать недуг мать угрожала даже пожертвовать младенцем, лишь бы изгнать болезнь.

Такой обряд использовали поляки, немцы, словаки, венгры. Некоторые доходили даже до того, что после запекания отдавали тесто собаке, которая объедала его с ребёнка.

Не смотря на некоторые отличия, всегда сохранялись два важных элемента – это лопата и печь. Огонь имел силу исцеления. Вполне вероятно, что у этого обряда был свой источник – это очищение огнём. Современные исследователи считают, что таким образом организм закалялся. Перепады температуры способствовали тому, чтобы пробудить силы и сделать младенца более устойчивым к болезням.

Есть большая вероятность, что после таких кардинальных способов выживали не все младенцы, но те, кто остался жив становились более выносливыми.

По воспоминаниям некоторых очевидцев такие методы практиковались и в советское время. В деревнях, где не было врачей, ответственность за диагнозы брали на себя бабушки. Они же и назначали лечение.

Зависело ли это от особенностей организма, от судьбы или в самом деле помогала печь сказать сложно. Но есть случаи, что те, кто прошёл «перепекание» и в самом деле становились более выносливыми.

-3

Исследователи давно уже выдвигают такие гипотезы, что люди, когда находятся в тяжёлых условиях, когда им приходится выносить испытания, они обращаются к опыту предков. Именно тогда они начинают обращаться к обычаям и верованиям. То есть обращаются к тому, что уже когда-то срабатывало и могло помочь в настоящей проблеме. Ведь именно так и поступали их деды и прадеды.

Печь – это чрево матери, это оберег от всех ненастий, это способ перерождения. Именно поэтому так много внимание русской печи уделяется в народных сказках, например, «Гуси-Лебеди». Печь одушевляется, может не только накормить, но и укрыть от врагов.

Сейчас уже редко где можно встретить подобные печи, но дети продолжают рождаться с недугами. Медицина предлагает свою альтернативу – барокамеры.

Но сказки до сих пор пугают непослушных детей тем, что Баба Яга может посадить на лопату и отправить в печь.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Печи
176,1 тыс интересуются