Воспитание ответственности у ребенка — это тяжелый, кровопотливый и довольно длительный процесс, зато окончательный результат стоит любых ожиданий.
Задаваясь вопросом: » Как воспитать ответственность у ребенка», сперва подумайте, что для вас означает слово «ответственность». Как правило, в понимании взрослых ответственность, это когда человек отвечает за свои мысли, поступки и решения, особенно, если он ошибается.
Воспитывая в ребенке ответственность, очень важно не давить на его мировоззрение, а только слегка корректировать. Ребенок сам должен понять, что за все свои дела отвечает только он, а не мама с папой.
Заниматься подобным воспитанием нужно с самого раннего возраста, а точнее, с трех лет. В этот возрастной период в детском подсознании уже имеется маленький «фундамент» самостоятельности. Чтобы он закрепился и направился в правильное русло, его необходимо подтолкнуть. Однако, будьте готовы к тому, что ребенок станет сопротивляться и показывать свой характер. Это уже издержки трехлетнего возраста, от которых не так-то легко избавиться.
Самый первый шаг в воспитательной программе — определиться, что нужно в первую очередь изменить в поведение ребенка. Например, научить его каждое утро заправлять за собой кровать или вовремя убирать свои игрушки. Задачи типа, «Он должен всегда меня слушаться» — не подойдут так, как воспитание ответственности у ребенка формирует привычку на всю жизнь. Представляете, если ваш ребенок, будучи взрослым, станет всех слушать и всем потакать? Он просто вырастит инфальтивным человеком, не умеющим принимать самостоятельные решения. Это неправильный подход!
С научной точки зрения, на формирование привычки нужно от 21 до 66 дней. Но у нас пока самые простые задачи, значит, хватит и 21 дня. Итак, сделайте большой яркий календарь и повесьте его на стенку. Каждый день с помощью интересных наклеек (фигурки животных, геометрические формы и т. д.) помечайте ваши общие достижения. Малыш заправил за собой постель? — Замечательно, отмечаем на календаре.
Ребенок будет считать это забавной игрой и даже не заметит, как регулярная чистка зубов и уборка игрушек стали привычкой. Взрослый человек может концентрироваться максимум на семи единицах информации. Дети, соответственно, меньше. Идеальный вариант — три задания на 21 день.
Как воспитать ответственность у ребенка? Конечно же, правильно хвалить! Похвала играет немалую роль в воспитательном процессе детей. Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка словами: «Умничка, ты моя» или » Какой ты у меня послушный». Так вы только оцениваете малыша. Похвала должна быть поощрительной, относящейся к самому процессу, например:
«Ты вымыл посуду? Как хорошо, теперь я смогу немного отдохнуть. Спасибо тебе за это».
Нельзя критиковать детей! Этим вы только получаете еще большее отторжение к самостоятельности и ответственности. Здесь дело даже не в том, что критика и наказание вызывают в детях обиду. Просто подобный метод воспитания работает исключительно для малышей, а для старших детей он уже не имеет никакого значения.
Однако если ребенок отказывается слушать ваши рекомендации и советы, наказать его все равно придется, но другим путем — игнорированием. Доказано, метод игнорирования — лучший способ показать ребенку, что он полностью несет ответственность за свои поступки.
Представьте: наступил вечер, и вы попросили малыша убрать все игрушки на место. Но до этого заранее обговорили с ним, что будет, если он ослушается, к примеру, вы сами соберете игрушки, спрячете их на самый верх шкафа, и на следующий день он их не получит. Ребенок вас проигнорировал? — Ничего страшного. Выполните свое обещание и не слушайте его мольбы и плач. Малыш поймет, что он понес ответственность за содеянное и в следующий раз подумает, отказываться ему от выполнения задания или нет.
Когда вы просите ребенка что-либо сделать, выражайте это в виде выбора:
«Ты сразу пойдешь чистить зубы или немного подождешь?»
Всегда помните, что воспитание ответственности у ребенка основано только на коррекции его поведения, а не на принуждении. Слушайте своего малыша, помогайте ему и старайтесь как можно реже произносить слова: «Нельзя», «Нет», «Не смей». Они негативно сказываются на детской психике и тормозят становление характера.