Найти в Дзене
Сельские записки

Последний аксакал

В сельской местности, особенно до революции многое решали старики. Выражение учтивости и обходительности заложена в истории нашего народа. В традиционном деревенском обществе люди, которые достигли почтенного возраста считались носителями народной мудрости, хранителями справедливости и традиций. Их часто называли аксакалами - белобородые дословно. С ними постоянно советовались, и даже разрешали споры. Если кто-либо хотел начать большое дело или собирался в дальнюю дорогу, то непременно получал напутствие от аксакала. А когда же возвращался из странствий, то спешил поздороваться со стариком. В наших сельских местах старики выполняли иногда и функции власти, имели право собирать совет в деревне.

Многим людям хороший совет стариков сильно помог, а некоторых даже спасал жизни. В 1918 году в деревню пришло несколько людей, далеко не местных. Говорили что идти им некуда и хотели бы тут обосноваться. Старикам эти пришлые или как у нас говорят килмэшэки показались подозрительными - не частое это было явление что бы молодые мужики просто так слонялись по местности. Но народ почему то пожалел их и предложил им землю ближе к лесу. А старики лишь покачали головами - ой хлебнете еще горя с ними.

Так и стали жить пришлые в деревне, всем миром помогли им срубить дома, и уже через неделю в деревне появилось аж три новых избы. Не сказать что чем то сильно отличались чужаки от деревенских, но в тоже время и своими их нельзя было назвать. В стране тогда было неспокойно - власть менялась часто, а кто приезжал из города и вовсе запугивал приближающейся войной. Деревенские как всегда думали, что это их обойдет стороной. Не обошло...

Осенью прибыл в деревню конный отряд и стал агитировать местных за новую власть большевиков. Нашлись у них и местные помощники - новые поселенцы. Старики опять же качали головами и советовали местным держаться подальше от людей с оружием. Но многие поддались на призывы. У оврага на поляне собралось немалое количество народу, агитаторы отрядили женщин и детей возвращаться домой, мол не ваше это дело. Когда же на поляне остались одни мужики, то агитаторы расчехлили с тачанки пулемет и открыли огонь по деревенским. Как оказалось это прибыли белогвардейцы и обманом выявляли тех кто сочувствовал власти большевиков, знали об этом те самые пришлые, но они обещали помочь солдатам в обмен на свою лояльность. Огромный горестный вздох поднялся над деревней, а старики лишь качали головами еще раз подтверждая свою прозорливость.

-2

После революции власть к рукам прибирали более молодые да рьяные, но старики-аксакалы имели общественный вес, что конечно раздражало новые власти. К 1928 году начались гонения на бедных стариков, повод придумали легко - контрреволюционная пропаганда. Собственно говоря, старики и не скрывали того что власть новую они недолюбливают - в России должен быть один правитель, а то что придумали - советы какие-то... Ночью к старикам пришли красноармейцы из района и подняв с кроватей буквально вытолкали взашей аксакалов на улицу, где уже ждали лошадиные подводы.

Когда красноармеец выводил старика  к воротам,  его старуха бежала рядом:
—Куда вы уводите моего старика?
—Туда, где дают шурпу «крупинка за крупинкой, бегают с дубинкой». А если ты ведьма хочешь тоже попробовать и тебя увезём. Места для всех припасено. -
расхохотался солдат.

-3

Через семь лет в деревню вернулся только один из стариков. Точнее когда в 1928 году его уводили солдаты он был не таким и старым всего 50 лет, а вернулся он на вид 70-летним старцем. Остаток недолгой жизни этот последний аксакал посвятил записи воспоминаний, которые так и остались лежать сборником тетрадных листов написанных арабскими буквами до нынешнего времени. И только сейчас мы смогли перевести воспоминания о мудрых аксакалах которые хранили деревню...