Уникальный резной потолок посыпает землей жильцов одной усадьбы. Квартирантов другой спустили под землю, третью губят души гастарбайтеров. Следим за судьбами старинных домов.
В прошлый раз мы рассказали, как дореволюционные усадьбы Екатеринбурга стали многоквартирными домами первых строителей коммунизма в Свердловске. Теперь мы коснемся конкретных примеров, чтобы посмотреть,как эти дома и их обитатели приспособились к жизни сегодня.
«Уплотнение городских особняков и усадеб началось еще до 1917 года, — рассказывает гражданский активист по защите памятников архитектуры в Екатеринбурге Олег Букин. — Изучая архивы, мы видим, что после 1910 года многие купцы покидали город и все свои дома сдавали внаем приезжающим на Урал новым жителям. В то время сюда перебирались не только из ближайших регионов — Вятки и Перми, но и с Украины, из Польши. Количество жильцов увеличивалось, и тем не менее, у каждого дома был один собственник, который был заинтересован его содержать. Он тратил деньги на ремонт, сам решал, что ему нужно сделать в первую очередь. Когда дело касалось внешнего вида дома, он шел в городскую управу с прошением — можно ли пристроить крыльцо или снеси навес».
Дом Степановых
Купцы Степановы приехали в Екатеринбург из Челябинска и зарегистрировали здесь фирму. Они имели несколько мельниц, оснащенных современным оборудованием, и филиалы торговой фирмы в Перми,Челябинске и Уфе. Предприятие Степановых было одним из крупнейших в то время на Урале.
Городской жилой дом с каменным первым этажом и деревянным вторым был построен в 1886 году в самом центре Екатеринбурга. Рядом с ним находились двухэтажный каменный флигель и конюшни. В 1921 после ремонта дом стал коммунальным, в 1972 году он лишился всех служб. В настоящее время первый этаж сдается в аренду, его занимают офисы и чайная, а вот на втором, деревянном, до сих пор сохранились квартиры.
Часть квартир имеют несколько комнат и отдельные санузлы, в другом конце коридора располагаются квартиры с удобствами на этаже. Огромные двери и сохранившаяся лепнина помогают понять, какой была планировка до революции. После национализации появились новые стены, рассекающие лепнину на потолке, и двери стандартного размера.
Нам удалось попасть в квартиру, где жил с семьей архитектор Валёнков, а сегодня проживает его дочь. Здесь сохранился необычный деревянный резной потолок, безжалостно обрезанный возведенными в 30-ые годы перегородками. Между балок над потолком засыпана земля — так раньше утепляли и звукоизолировали перекрытия. Сейчас потолок находится в плохом состоянии, поэтому вся мягкая мебель в комнате застелена — с потолка постоянно сыпется земляная пыль.
Хозяйка квартиры мечтает, чтобы невероятный резной потолок
был сохранен и восстановлен.
Особняк Ошурковых
На Архиерейской улице располагалось несколько домов Ошурковых. Их владельцы — разные поколения семьи основателей торгового дома«Братья Ошурковы и Поклевский-Козелл». Ошурковы были владельцами стеариновых, мыловаренных, фосфорных, кожевенных заводов в Екатеринбурге и в его окрестностях. Они разрабатывали золотые прииски,торговали, составляли речные караваны и проводили их по бурным водам реки Чусовой, были активными членами Уральского общества любителей естествознания.
При реконструкции в жилой дом особняк претерпел сильные
изменения. Лестницы внутри дома не сохранилось, сейчас она располагается в наружном деревянном пристрое. Второй этаж выше и наряднее первого,разделен на несколько квартир. Атмосфера в доме очень «деревенская»: по словам самих жителей, двери не закрываются, и постороннему человеку тяжело понять, где кончается одна квартира и начинается другая.
На втором этаже сохранились некоторые двери и шикарная лепнина
с виноградными лозами.
На первом этаже потолки ниже, зато сохранились арочные двери
и голландские печи.
Хозяева квартиры на первом этаже рассказали нам об истории дома. Изначально сюда селили профессоров и администраторов стройки Втузгородка. Сами они переехали уже в 80-ых, но успели застать дом без отопления, канализации и воды. Жители топили печи, носили воду из колонки на противоположной стороне улицы. Сети провели сюда только в 90-е годы, и сейчас дом полностью благоустроен. Во время капитального ремонта жители этой квартиры нашли библию без переплета — видимо, тайник революционного времени.
В целом дом находится в хорошем состоянии, проблема есть только с его фасадом — барочные ангелы и карнизы требуют ремонта, но обеспечить его сами жильцы не в состоянии. Надежду внушает тот факт, что здание расположено на гостевом маршруте.
Большая усадьба Рязановых
Рязановы были одними из самых влиятельных купцов Екатеринбурга и конечно старообрядцами. Чтобы понять масштаб, представьте: каждый пятый голова (мэр) дореволюционного Екатеринбурга был из фамилии Рязановых. Именно им принадлежала инициатива построить Троицкий собор (Рязановскую церковь), который теперь является кафедральным собором нашего города.
Комплекс малой и большой усадеб Рязановых — второй по величине в нашем городе после усадьбы Харитонова — Расторгуева.
Помимо двух парадных домов и многочисленных служб перед
Большой усадьбой был разбит сад, спускавшийся к берегу реки. История усадьбы непроста — после революции в ней размещались разные заведения. В 1935 году при строительстве моста по Куйбышева уровень улицы сильно подняли, и усадьба оказалась «в окопе» — ее первый этаж теперь находится ниже уровня земли, а цокольный вообще ушел под землю.
В итоге цокольный этаж усадьбы оказался под землей, первый этаж — в приямке. Позже усадьбу сильно переделали под жилой дом: службы надстроили на один этаж, в главном корпусе появился мезонин. В здании стали давать квартиры работникам горсовета. Парк на берегу реки превратился в пустырь, и его застроили в начале двухтысячных.
Внутренние пространства усадьбы разгородили на отдельные квартиры, обустроили подъезды. Сегодня двор усадьбы напоминает музей советского детства — в самом центре мегаполиса сушится белье на веревках, в песочнице лежат куклы.
Мы идем наудачу проситься в квартиры и находим приветливых хозяев,которые готовы пустить нас и рассказать свою историю. Жители первых этажей находятся в самом сложном положении — из-за изменения уровня земли в подвалах скапливается сырость, окна первых этажей выходят в приямок, за окном стучат трамвайные колеса.
Хозяин квартиры на втором этаже рассказал, что живет здесь около десяти лет и очень доволен. Квартиру он выбрал сам. До этого он проживал в частном доме на улице Горького, между Малышева и Куйбышева, но потом его дом с участком снесли под новое строительство, а владельцу выплатили компенсацию. На эти деньги он искал квартиру «в самом центре» и нашел ее здесь.
Своим устройством квартира напоминает частный дом — в прихожей стоит мопед. Хозяин интересуется старинными вещами, собирает часы и зеркала,которых по стенам огромное количество.
Жизнь в дореволюционных усадьбах оказалась лучше, чем мы предполагали. Все они так или иначе пережили ремонт в советское время, и сейчас их сложные интерьеры представляют собой настоящий вызов для дизайнеров. Сообщество жильцов очень разрозненное. Часто это люди, которые сознательно выбирают жизнь в центре — с пятиметровыми потолками, лепниной и печами в интерьере, несмотря на все сложности, которые может таить в себе усадьба.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ИСТОРИЙ