Продолжаем говорить о правильном цвете в фотографии.
В предыдущем посте я рассказывал как правильно выставлять баланс белого. Вкратце: если съёмка репортажная, то по белому листу бумаги, если художественная, то по белому листу бумаги. Весь цветкорр и тонировка накладываются уже при обработке.
В этой статье обсудим что делать, когда цифры противоречат ощущениям. Цифры в широком смысле, как мера реальности.
Вместо логической цепочки начнём движение с двух противоположных берегов и где-то между ними бросим буёк с красной надписью «Истина».
Тема сложная, ссылок много, поэтому они будут в [скобочках].
Когда доверять цифрам
В 9-м учительница химии рассказывала, как зашла в лабораторию на химфаке и почувствовала запах яблок. «О, а дайте мне тоже яблочко, я с утра ничего не ела», – попросила она. Через 30 секунд лаборатория опустела.
В этой лаборатории синтезировали яды против насекомых. Как побочный продукт выделялся зарин – боевое отравляющее вещество с яблочным запахом. Химики решили, что произошла утечка, которую они не заметили, потому что привыкли к запаху.
Похожим образом к смене освещения приспосабливаются и глаза. Дёргать ползунки в Фотошопе пол ночи и ближе к пяти утра заметить, что включён Night Shift – такое было и у меня, и пары других знакомых фотографов.
Из-за того, что глаз приспосабливается к чему угодно, возрастает значимость изначальной точки отсчёта. Обработка фотографии напоминает тёмный лес, в котором много тропинок. Даже если ты знаешь, куда идти, велик риск перепутать одну с другой и пойти не туда[1].
Время для очередного реверанса в сторону RPP: по моим ощущениям, фотографии в нём изначально выглядят сбалансированнее и интереснее по цвету чем в Лайтруме. А когда есть референс, качественного результата добиться проще, а испоганить изображение в процессе – сложнее.
Но это я отвлёкся.
Чтобы перестраховаться от кислоты в итоговом изображении, я даю глазами остыть после обработки. То, что я увижу даже через 10 минут, будет отличаться от того, что я видел в процессе. Но более научный вариант – задействовать гистограмму. Если на гистограмме выбиваются значения в каналах – с контрастом или насыщенностью что-то не то[2].
Цифры 1:0 Глаза
Гистограмма помогает избежать технических ошибок, но сама по себе не даёт представления о том, насколько фотография точна. В художественной фотографии точность, во-первых, не критерий качества, а, во-вторых, честность, основанная на воспоминаниях, представляется крайне сомнительной[3]. Не так с фотографией технической.
Когда надо сделать «как было» полагаются не на зрительную память, а на цифры. Поэтому при репродукции картин или предметной съёмке используют колорчекеры[4].
Цифры 2:0 Глаза
Ещё одна неприятная особенность восприятия – оптические иллюзии и когнитивные искажения.
В Фотошопе и Лайтруме по умолчанию, а, значит, и у большинства[5]установлен тёмный фон рабочего пространства. В таком окружении цвета и света выглядят не так как в действительности[6].
Попались.
Не в действительности, а просто иначе в сравнении социальными сетями, где фон преимущественно светлый. Среди самых значимых отличий яркость и насыщенность изображения.
Инструментальных замеров такого рода в фоторедакторах не предусмотрено. Если хотите узнать, как будет выглядеть фотография не белом фоне – просто поставьте белый фон в фоторедакторе.
Цифры 3:0 Глаза
С собственной головой ещё справиться сложнее, чем с глазами. Если знаний недостаточно, легко верится в любую чушь[7] типа круто звучащих компакт дисков из морозилки[8].
Чтобы увидеть реальную разницу между двумя фотографиями, используйте режим наложением difference (разница) в Фотошопе. Теории вроде ступенчатого ресайза[9] опровергаются, а вроде деградации изображения при его вращении[10] напротив, подтверждаются этим простым методом.
Так риск напороться на самовнушение сводится к нулю.
Наверняка, многие из вас слышат об этом впервые и заинтересовались, работает ли это правило в Лайтруме.
А вот и проверьте.
Цифры 4:0 Глаза
Когда доверять глазам
Доверять глазам следует во всех остальных случаях.
Оптическим иллюзиям подтверждены не только фотографы, но и зрители. Если фотографу серый на фоне зелёного кажется фиолетовым, то и зрителю будет казаться так же. Цифры не врут, они просто не имеют значения.
В статье «Почему приходится корректировать изображение»[11] Александр Журавлёв подробно объясняет разницу между человеческим восприятием и и точными измерениями. Судя по Яндекс.Метрике, половина из вас по ссылке не перейдёт, поэтому приведу здесь три основных тезиса материала:
1. Когда мы рассматриваем реальную сцену, она задает одновременно и объект просмотра и окружающие условия, в которых происходит этот просмотр.
2. В силу несовершенства технологий репродуцирования мы не в состоянии повторить на фотографии реальность.
3. Мы можем прибегнуть к обработке, чтобы превратить картинку, которую «увидела» камера в то, что увидел бы человек. Либо усилить этот эффект.
Журавлёв приводит несколько примеров. Он демонстрирует пейзажную сцену, которая без дополнительной обработки блёклая и не похожа на реальную, рассказывает о принципах склейки Google Maps и делится опытом цветокоррекции кота.
Для рекламы Вискаса сняли идеально серого кота и поместили на пурпурный фон. После этого кот позеленел. Чтобы кот стал вновь казаться серым, его откорректировали на глаз».
Теперь, если ткнуть в кота пипеткой, цвет получится серо-бур-малиновый. И чему верить: цифрам или глазам?
Глазам, ес композицией примерно та же история. «Правило третей» работает с эффективностью гомеопатии[12], а золотое сечение, динамическая симметрия и прочие арабески – всего лишь прописи, которые взрослому фотографу не нужны[13].
Главное и единственное правило композиции: элементы должны взаимодействовать. Как именно – вольна решать исключительно фантазия автора, вариантов взаимодействия бесконечное множество.
Цифры 4:2 Глаза
Выводы
Вести счёт на таком табло, конечно, весело, но смысла лишено. Как лишён смысла спор как таковой. В некоторых ситуациях да, важны цифры и инструменты. Иногда надо доверять глазам.
Пользуйтесь колорчекером для предметной съёмки и гистограммой при обработке. При цветокоррекции и кадрировании полагайтесь на зрение. Делайте зарядку.
«Пока завод не починили» – телеграм-канал о фотографии для тех, кто хочет научиться снимать в интернете. Подписывайтесь, всё, что я узнаю о фотографии, попадает прямиком туда.