Найти тему

Когда надо доверять глазам, а не цифрам. И наоборот

Оглавление

Продолжаем говорить о правильном цвете в фотографии.

В предыдущем посте я рассказывал как правильно выставлять баланс белого. Вкратце: если съёмка репортажная, то по белому листу бумаги, если художественная, то по белому листу бумаги. Весь цветкорр и тонировка накладываются уже при обработке.

В этой статье обсудим что делать, когда цифры противоречат ощущениям. Цифры в широком смысле, как мера реальности.

Вместо логической цепочки начнём движение с двух противоположных берегов и где-то между ними бросим буёк с красной надписью «Истина».

Тема сложная, ссылок много, поэтому они будут в [скобочках].

Когда доверять цифрам

В 9-м учительница химии рассказывала, как зашла в лабораторию на химфаке и почувствовала запах яблок. «О, а дайте мне тоже яблочко, я с утра ничего не ела», – попросила она. Через 30 секунд лаборатория опустела.

В этой лаборатории синтезировали яды против насекомых. Как побочный продукт выделялся зарин – боевое отравляющее вещество с яблочным запахом. Химики решили, что произошла утечка, которую они не заметили, потому что привыкли к запаху.

Похожим образом к смене освещения приспосабливаются и глаза. Дёргать ползунки в Фотошопе пол ночи и ближе к пяти утра заметить, что включён Night Shift – такое было и у меня, и пары других знакомых фотографов.

Из-за того, что глаз приспосабливается к чему угодно, возрастает значимость изначальной точки отсчёта. Обработка фотографии напоминает тёмный лес, в котором много тропинок. Даже если ты знаешь, куда идти, велик риск перепутать одну с другой и пойти не туда[1].

Время для очередного реверанса в сторону RPP: по моим ощущениям, фотографии в нём изначально выглядят сбалансированнее и интереснее по цвету чем в Лайтруме. А когда есть референс, качественного результата добиться проще, а испоганить изображение в процессе – сложнее.

Но это я отвлёкся.

Одна и та же фотография, которую я поочерёдно обработал в Лайтруме и РПП.
Одна и та же фотография, которую я поочерёдно обработал в Лайтруме и РПП.

Чтобы перестраховаться от кислоты в итоговом изображении, я даю глазами остыть после обработки. То, что я увижу даже через 10 минут, будет отличаться от того, что я видел в процессе. Но более научный вариант – задействовать гистограмму. Если на гистограмме выбиваются значения в каналах – с контрастом или насыщенностью что-то не то[2].

Цифры 1:0 Глаза

Гистограмма помогает избежать технических ошибок, но сама по себе не даёт представления о том, насколько фотография точна. В художественной фотографии точность, во-первых, не критерий качества, а, во-вторых, честность, основанная на воспоминаниях, представляется крайне сомнительной[3]. Не так с фотографией технической.

Когда надо сделать «как было» полагаются не на зрительную память, а на цифры. Поэтому при репродукции картин или предметной съёмке используют колорчекеры[4].

Цифры 2:0 Глаза

Ещё одна неприятная особенность восприятия – оптические иллюзии и когнитивные искажения.

В Фотошопе и Лайтруме по умолчанию, а, значит, и у большинства[5]установлен тёмный фон рабочего пространства. В таком окружении цвета и света выглядят не так как в действительности[6].

Попались.

Не в действительности, а просто иначе в сравнении социальными сетями, где фон преимущественно светлый. Среди самых значимых отличий яркость и насыщенность изображения.

Левый край квадрата выглядит светлее правого, потому что слева фон темнее . На деле же яркость квадрата одна равномерна
Левый край квадрата выглядит светлее правого, потому что слева фон темнее . На деле же яркость квадрата одна равномерна

Инструментальных замеров такого рода в фоторедакторах не предусмотрено. Если хотите узнать, как будет выглядеть фотография не белом фоне – просто поставьте белый фон в фоторедакторе.

Цифры 3:0 Глаза

С собственной головой ещё справиться сложнее, чем с глазами. Если знаний недостаточно, легко верится в любую чушь[7] типа круто звучащих компакт дисков из морозилки[8].

Чтобы увидеть реальную разницу между двумя фотографиями, используйте режим наложением difference (разница) в Фотошопе. Теории вроде ступенчатого ресайза[9] опровергаются, а вроде деградации изображения при его вращении[10] напротив, подтверждаются этим простым методом.

Так риск напороться на самовнушение сводится к нулю.

Наверняка, многие из вас слышат об этом впервые и заинтересовались, работает ли это правило в Лайтруме.

А вот и проверьте.

Цифры 4:0 Глаза

Когда доверять глазам

Доверять глазам следует во всех остальных случаях.

Оптическим иллюзиям подтверждены не только фотографы, но и зрители. Если фотографу серый на фоне зелёного кажется фиолетовым, то и зрителю будет казаться так же. Цифры не врут, они просто не имеют значения.

В статье «Почему приходится корректировать изображение»[11] Александр Журавлёв подробно объясняет разницу между человеческим восприятием и и точными измерениями. Судя по Яндекс.Метрике, половина из вас по ссылке не перейдёт, поэтому приведу здесь три основных тезиса материала:

1. Когда мы рассматриваем реальную сцену, она задает одновременно и объект просмотра и окружающие условия, в которых происходит этот просмотр.
2. В силу несовершенства технологий репродуцирования мы не в состоянии повторить на фотографии реальность.
3. Мы можем прибегнуть к обработке, чтобы превратить картинку, которую «увидела» камера в то, что увидел бы человек. Либо усилить этот эффект.

Журавлёв приводит несколько примеров. Он демонстрирует пейзажную сцену, которая без дополнительной обработки блёклая и не похожа на реальную, рассказывает о принципах склейки Google Maps и делится опытом цветокоррекции кота.

Для рекламы Вискаса сняли идеально серого кота и поместили на пурпурный фон. После этого кот позеленел. Чтобы кот стал вновь казаться серым, его откорректировали на глаз».

-3

Теперь, если ткнуть в кота пипеткой, цвет получится серо-бур-малиновый. И чему верить: цифрам или глазам?

Глазам, ес композицией примерно та же история. «Правило третей» работает с эффективностью гомеопатии[12], а золотое сечение, динамическая симметрия и прочие арабески – всего лишь прописи, которые взрослому фотографу не нужны[13].

Главное и единственное правило композиции: элементы должны взаимодействовать. Как именно – вольна решать исключительно фантазия автора, вариантов взаимодействия бесконечное множество.


Цифры 4:2 Глаза

Выводы

Вести счёт на таком табло, конечно, весело, но смысла лишено. Как лишён смысла спор как таковой. В некоторых ситуациях да, важны цифры и инструменты. Иногда надо доверять глазам.


Пользуйтесь колорчекером для предметной съёмки и гистограммой при обработке. При цветокоррекции и кадрировании полагайтесь на зрение. Делайте зарядку.

«Пока завод не починили» – телеграм-канал о фотографии для тех, кто хочет научиться снимать в интернете. Подписывайтесь, всё, что я узнаю о фотографии, попадает прямиком туда.