Когда стихли звуки стрельбы, мы увидели как повалил густой дым и наш капитан сразу всё понял...
Бежать пора!
Из воспоминаний Теодора Целлера, рядового вермахта. 1943 год. сентябрь.
К нам в роту, взамен убитого ротного прислали капитана побывавшего в страшной мясорубке.
Завязавшаяся перестрелка обещала нам лёгкую победу над окружёнными русскими, которых осталось мало и к тому же, по нашим подсчётам, у них должны были скоро кончиться патроны...
Но наш новый ротный удивил нас, совершив непонятный, на первый взгляд, поступок...
И когда у русских кончились патроны, а мы обрадовались, вдохновлённые первой победой на фронте - и ожидая приказа идти вперёд, он нахмурился и приказал потихоньку отступать!
Мы непонимающе переглядывались, думая о том, что нам - отборным войскам фюрера, как-то не пристало отступать - когда победа близка.
Но когда на поле повалил густой дым от брошенных русскими дымовых шашек, он истошно завопил:
- Все назад!
- Отступаем на пятьсот метров назад!
Молодой лейтенант нашей роты, недавно прибывший на фронт как и все мы из военного училища, вчерашние курсанты, выхватив пистолет, подбежал к нему и направил на него ствол, приказав объяснится:
- Герр капитан!
- У них кончились патроны! - сказал он, указывая в сторону русских позиций.
- Надо идти вперёд и добивать русских в окопах!
Капитан озабоченно смотря на медленно расстилающийся по полю дым злобно оскалился, и заорал на него:
- О, лейтенант вы совсем не знаете, что это значит!
- Лучше бы у русских не кончались патроны...
Лейтенант поддавшись его настроению, испуганно прошептал пристально глядя на него:
- Почему же?
- Что должно сейчас произойти по-вашему?
Капитан молча указал на русские окопы, сокрытые дымом шашек и трагично произнёс, медленно отступая назад и холодея от ужаса.
- А вот почему...
Отбежав на три метра, он крикнул:
- Это значит, лейтенант, что русские сейчас пойдут в рукопашную под прикрытием дыма и горе тому - кто окажется на пути у тех людей, которым нечего терять!
- Бегите лейтенант, бегите! - уже издали и чуть слышно прозвучал его голос...
Лейтенант повернулся к задымленному полю и увидел выбегающих из дымовой завесы русских солдат.
У кого-то в руках была сапёрная лопатка, кто-то яростно тыкал фрицев штыком и всё это сопровождалось яростными криками (как я узнал позже - это был тот самый русский мат).
Самые смелые из нас, быстро нарвались на русские штыки и приняли на себя удары сапёрных лопаток и я, поняв, что такой опытный офицер - как капитан, не будет нас обманывать побежал за ним следом, оттолкнув лейтенанта который вяло пытался меня удержать!
Оборачиваясь на бегу, я увидел - как лейтенант получил удар лопаткой по голове от русского солдата, с измазанным сажей лицом и невольно вспомнил рассказы деда о диких племенах, которые держали в страхе всю Европу!
Лица тех дикарей на картинках были раскрашены в боевой цвет и я, сравнив этого русского с рассказами деда - ужаснулся, представив что будет если русские солдаты ворвутся в наш Берлин...
Наш капитан и несколько солдат укрывшихся в лесу, среди которых был и я, ещё долго слышали яростные крики русских и жалобные наших товарищей...
Капитан прислушался, когда крики стихли и обратившись к нам, спросил:
- Ну что, отборные войска и надежда фюрера?
- Надеюсь все поняли, что нужно будет сказать своим, когда нас спросят - почему мы не смогли уничтожить окружённых русских?
Один из нас высказал предположение, что надо сказать всю правду, и капитан кивнув головой в сторону поля боя, предложил ему:
- Может, ты хотел остаться там?
Солдат помотал головой и капитан научил нас, чтобы мы сказали - как к русским неожиданно прибыло подкрепление...
За тот бой, нас всех представили к награде, которая до сих пор лежит у меня в нижнем ящике комода в специальной коробочке...я никогда её не одеваю из-за стыда перед теми, кто погиб в том бою...
И ещё, я не люблю запах дыма и меня очень пугает туман в парке, где я гуляю с внуками.
Выходящие из тумана люди, напоминают мне тот ужас, когда на нас бежали русские солдаты, которые всё же вошли в Берлин...