Текст и фото: Антон Ширяев
С Peugeot Expert, а вернее, с его итальянским близнецом Fiat Scudo, мы уже знакомились. Но французский автомобиль, на котором я колесил по ярославским дорогам, заметно отличается: у него 1.6-литровый дизель, который выдаёт 90 л.с. и 180 Нм, такая же длинная база, но грузопассажирский кузов комби.
В отличие от итальянцев французы предлагают полную гамму Expert: все варианты длины и высоты кузова, колёсной базы, все три мотора (помимо 1.6-литрового доступны ещё 2.0-литровые дизели мощностью 120 и 163 л.с. соответственно) и 6-ступенчатая автоматическая коробка Aisin на самой мощной версии. Вернее, предлагались – ведь с Expert сложилась весьма необычная ситуация. Французы уже представили семейство среднеразмерных фургонов и микроавтобусов нового поколения, так что заказать новый Expert невозможно, но найти машину у дилеров ещё можно – на складах осталось достаточно много машин.
Старик-разбойник
Трио Peugeot Expert, Citroen Jumpy и Fiat Scudo – дети прошлой эпохи. Дебют машин состоялся ещё в 2007 году, что видно невооружённым взглядом. Не слишком современный экстерьер и откровенно устаревший интерьер с массой мелких эргономических проколов: педальный узел тесный, диапазона регулировки руля по длине не хватает, закрывающихся ящичков для мелочей мало, а рычаг коробки передач расстраивает длинными ходами и нечёткими включениями. Но к этим особенностям быстро привыкаешь, ведь в целом Expert всё ещё достаточно неплохой автомобиль.
До появления Gazelle Next французско-итальянский автомобиль занимал удачное промежуточное положение между немецкими фургонами и «Газелью». Но теперь жить PSA и Fiat стало куда сложнее. Дистанция между российской машиной и импортной едва уловима, а стоит нижегородский фургон заметно дешевле. У французов есть несколько ноу-хау, которых нет у «ГАЗа», но об этом позже. Базовый 90-сильный мотор – удел рабочих версий вроде нашего комби. Мотор неплохо тянет на низах, но крутить его выше 3000 об./мин. смысла нет: шума становится больше, а тяги – нет.
Передаточные числа коробки передач подобраны удачно, поэтому в городе двигатель не выпадает из рабочей зоны оборотов и Expert легко поддерживает скорость потока. Тут надо отметить, что мы ездили на пустой машине, но с пятью пассажирами. Динамика в городе оборачивается излишней шумностью на магистрали – пятиступенчатой механике отчаянно не хватает шестой передачи.
После 100 км/ч Peugeot разгоняется неохотно и очень сильно шумит. Очевидно, что Expert с 90-сильным двигателем и не предназначен для дальнего боя – это развозной фургон для города. Но раз уж мы говорим о грузопассажирской версии, то ездить по магистрали на высокой скорости ему придётся. Поэтому в качестве машины двойного назначения лучше выбрать более мощный 120-сильный фургон с двигателем объёмом 2.0 литра.
Потому что в остальном Expert мало отличается по управляемости от большого рамного внедорожника, а некотором роде даже превосходит. Так, у фургончика фирменное «пежовское» усилие на руле, приятно настроенная педаль тормоза, да и сами тормоза достаточно мощные. Expert отлично держит прямую на большой скорости и позволяет без напряжения идти по магистрали 120 и даже 130 км/ч. На загородной трассе ещё сильнее чувствуется нехватка тяги – мощный грузовик, идущий на скорости 90 км/ч обогнать сложно. Усугубляется ситуация и неожиданно резкой реакцией на колею, отчего обгоны не приносят удовольствия. Поэтому куда приятнее включить круиз-контроль и катить не торопясь за автопоездами.
Для дорог и направлений
Тем более, что с энергоёмкостью подвески всё в порядке – даже наш практически пустой автомобиль достойно справлялся со всеми невзгодами ярославских дорог, не допуская пробоев даже на разбитой грунтовке, ведущей к ферме El Rancho – конечному пункту нашего путешествия. При этом на волнах Expert не раскачивается, а подруливать не приходится, даже если неровность попадает под колёса прямо в повороте. Конечно, сзади все особенности дорожного покрытия ощущаешь куда сильнее, но и на втором ряду практически пустого Peugeot путешествие по среднерусским дорогам не вызывает негативных эмоций.
Главное – не поддаваться на чары рулевого управления и не увеличивать скорость, потому как на 130 км/ч Expert начинает заметно козлить. Впрочем, не больше, чем, скажем, Hyundai Grand Santa Fe. Оказавшись на ферме, я не мог отказать себе в удовольствии немного помесить раскисшую после дождя грунтовку. Конечно, Expert – не внедорожник, и ждать от него особых навыков езды вне асфальта глупо. Но низкооборотистый двигатель, передний привод и возможность полностью отключить ESP позволяют, при наличии определённой сноровки и головы на плечах, достаточно уверенно двигаться по грязи.
Микроавтобус превращается...
Главное преимущество грузопассажирского фургона в его универсальности, и в Expert эта универсальность возведена в абсолют. Если у Gazelle Next ЦМФ задняя стенка кабины фиксированная, то у Expert на полу практически на всю длину кузова положены салазки, по которым двигается единая конструкция банкетки задних сидений и задняя стенка кабины. Поэтому всю эту конструкцию можно отодвинуть практически до упора вперёд, увеличив грузовой отсек почти до объёма фургона, а можно отодвинуть назад, устроив задним пассажирам комфорт уровня седана представительского класса.
С точки зрения простора, комби даже лучше микроавтобуса! Но, увы, в остальном классический микроавтобус подходит для перевозки людей куда больше. Всё-таки комби построен на базе грузового фургона с меньшей шумоизоляцией, кузов и вовсе голый, а перегородка между ним и кабиной носит номинальный характер. С другой стороны, каждый раз, когда двигаешь одной рукой банкетку вместе со стенкой, то трижды благодаришь инженеров за решение использовать мягкую стенку –более солидную конструкцию с такой лёгкостью подвинуть бы не удалось. Ещё одна проблема – не заводской характер переделки.
Превращением фургона в комби занимается компания «Автодом», и огрехи сборки вроде отклеивающихся уплотнителей кое-где всё же встречаются. Да и сама банкетка компании Riviera склонна со временем разбалтываться и греметь даже с затянутым фиксатором. Не понравилась и подушка заднего дивана. Она слишком мягкая, из-за чего под весом тела наклоняется вперёд. В итоге с дивана сползаешь, поясница провисает, а ремень безопасности оказывается в районе шеи. К ремням для задних пассажиров вообще накопилось множество претензий. Они слишком короткие и неудачно расположены. В итоге большие мужчины просто не могут пристегнуться, а миниатюрные пассажиры рискуют быть задушенными.
Умей вертеться
Конечно Peugeot Expert Combi, побывавший у нас на тесте – не самый лучший пассажирский автомобиль: шумный, с не очень удобным задним диваном и просчётами в эргономике. Но он куда дешевле любого 7-местного кроссовера или компактвэна, не говоря уже о микроавтобусе, а ещё прекрасно приспособлен для перевозки грузов. Кроме того, благодаря кузову комби нашему Peugeot... разрешён въезд в центр Москвы! Такой вот лайфхак. В PSA уже устали пытаться реанимировать продажи своих легковых автомобилей, поэтому всё больше делают ставку на коммерческий транспорт. И не последнюю роль в этом играет собственная финансовая организация PSA Bank.
Из-за малых продаж французских машин банк имеет возможность предлагать максимально выгодные условия, так как они не размазываются в большом объёме машин. Поэтому именно PSA Bank стал первым, кто предложил в России кредит с остаточным платежом, вернул ставку 0% для седана 408 и снизил первый взнос до 15%. В кредит можно включить КАСКО, сервисный контракт и страхование жизни, что может быть особенно интересно предпринимателям. А в ближайших планах PSA запуск собственной финансовой компании «Пежо Ситроен Лизинг». В четвёртом квартале 2016 года каптивный лизинг будет доступен для юридических лиц, а в 2017 году и для физических.Далее в планы компании входит лизинг с выкупом автомобиля.
Так что Peugeot Expert Combi – пусть и не лучший автомобиль в сегменте, но весьма выгодный для покупки. Он позволит развозить грузы, не оглядываясь на ограничения, чинимые городскими властями. Он позволит перевозить своих рабочих или даже семью, сэкономив минимум полмиллиона, по сравнению с полноценным микроавтобусом Expert. Ведь версия с полноценным остеклением оснащается исключительно 163-сильным дизелем, автоматом, поэтому стоит весьма солидные 2 074 000 руб. Для семейных нужд лучше купить кроссовер, а для перевозки грузов что-нибудь подешевле.