История Польши, России и Украины - это постоянное взаимопереплетение. Никогда не было долгого постоянства между нашими землями. Мы разные, но одинаковые. Разъединяет нас многое, но многое и объединяет. Поэтому Societe Turbo неравнодушна к судьбе автомобильной промышленности наших ближайших соседей, братьев-славян.
ЗАЗ (Украина)
Производитель знаменитых "Запорожцев", завод ЗАЗ в период с 1960 по 1994 произвел 3,4 млн. автомобилей, т.е. ~ по 100000 в год. Пик производства пришелся на 2007 год, когда на конвейере стоял Lanos (компании Daewoo), тогда было изготовлено ~280000.
Положение у завода ухудшилось всвязи с финансовым кризисом, скандалом с финансовыми махинациями руководства партнеров из Южной Кореи. Но хуже всего компании пришлось после вступления в ВТО.
В 2017 году завод произвел ~1700 автомобилей. В 2018 расчитывают получить заказ на 500 автомобилей и это все... Штат сотрудников сократился с 16000 до 1700 человек.
Похоже, ЗАЗу пришёл конец.
FSO (Польша)
FSO - "Фабрика Самоходов Особовых" производила сначала автомобили Warszawa - модернизированный лицензионный ГАЗ М20 "Победа", затем Syrena, PolskiFIAT 125p, последней "своей" моделью стал FSO Polonez. В лучшие времена производилось по ~10000 в год. Затем, СЭВ распался, в 1994 FSO вошел в состав Daewoo (опять эти проворовавшиеся пройдохи), а после банкротства Daewoo вошел в альянс ЗАЗ - в состав концерна УкрАвто.
Завод располагался в центре Варшавы на реке. Когда городские власти подняли арендную плату на землю, дышащий на ладан завод стал приносить огромные убытки и украинцы отказались от него. В 2011 году FSO было ликвидировано окончательно.
Сейчас на месте завода планируют построить рынок...
Их судьбы схожи...
Банкротство основного партнёра, кризис... это все полбеды. И украинцы и поляки уверены в том, то их автопромышленность пала жертвой безконтрольного ввоза подержанных автомобилей из Европы...
Вот что пишет украинский сайт AutoConsulting:
Проблема «евроблях» не только в налогах. Водителей этих автомобилей нельзя оштрафовать за нарушение ПДД, если его не поймали за руку, так как штраф послать некому. А также их сложно обнаружить в случае ДТП, поскольку неизвестно кто был за рулем в момент аварии. Часто виновники ДТП на авто с «еврономерами» просто бросают авто и уходят – так дешевле, чем еще восстанавливать чужую машину. И совсем катастрофическая ситуация сложилась с угонами авто на «еврономерах». В полиции, даже если найдут такое авто, не знают кому его возвращать.
Государство при этом продолжает наблюдать за проблемой со стороны. Чиновников не волнуют ни потерянные казной деньги с неуплаченных налогов, ни рост социальной напряженности. Самое интересное, что после акций протеста в центре Киева 10 дней назад, не поступило ни одного предложения с новым решением проблемы автомобилей на еврономерах. Кому-то это выгодно.
Кому же это выгодно?
Не иначе это происки воинственного восточного соседа?
А если немного подумать?
Не самое богатое население Восточной Европы - не важный покупатель новых автомобилей европейских автопроизводителей. При определенных условиях (как например в России для АвтоВАЗ) люди бы замечательно покупали и Таврии и Полонезы. Но куда же тогда несчастные бюргеры из Швабии и Баварии будут девать свои пользованные машины? Сдавать за бесценок? Или, еще хуже, платить за утилизацию?
Зачем!? Ведь можно решить сразу массу проблем: дать возможность своему населению избавляться от барахла и получать за это деньги, устроить конкурентным автозаводам совершенно невыносимые условия для существования и получить дешёвую, но неплохо образованную и понятную, рабочую силу - тех, кто вынужден был уйти с разорившихся FSO и ЗАЗ. Решать такие вопросы в Восточной Европе просто, нужно только найти правильных чиновников...
Так может Россия не зря всем народом спасала АвтоВАЗ, когда это было необходимо?