Грустная сатира про американского Молоха
2010 год. Руководить кампанией в Афганистан отправляют бравого генерала Глена МакМахона (Брэд Питт) и его команду — опытных вояк, прошедших не одну войну. Все уже немолоды, но МакМахон по утрам бегает и до сих пор предпочитает жить в спартанских условиях — никаких мягких кресел и телевизоров, только бараки. Бог войны со стажем, он уверен, что наведет порядок и в Афгане, но сталкивается с рядом трудностей. Местный правитель — глупо хихикающий и вечно чихающий травокур (два выхода Бен Кингсли), Обама под шумок старается минимизировать присутствие американских военных в районе Кандагара, а местные жители вынуждены выращивать траву, потому что на фермерском рынке конкурировать с европейскими державами нет ни малейшего шанса. Воевать с государственными проблемами оказывается несколько сложнее, чем с вооруженным неприятелем.
Австралиец Дэвид Мишо заявил о себе восемь лет назад триллером “По волчьим законом” — безнадежной историей о том, как семья может тянуть на дно и рвать клыками всё, что тебе дорого. За ним последовал роад-трип “Ровер”, утверждающий Австралию как место, где на каждого мелкого беса найдется молчаливый и побольше.
Не удивительно, что на первых порах политическая сатира от Netflix в его послужном списке выглядит несколько странно: карикатурные пожилые вояки забавно хлопочут лицом, сталкиваясь с бюрократией, новыми технологиями и правами человека. Экранизация нон-фикшн-романа журналиста Майкла Гастингса Operators, наделавшей много шума в 2012-м, слишком добра по меркам Мишо. Гастингс провел с генералом МакКристалом (прототипом МакМахона) целый апрель 2010-го, что вылилось в очень значимую книгу, как окрестили “Операторов” после публикации. Однако дух “Цельнометаллической оболочки” в случае “Машины войны” лишь сбивает с толку.
Настоящий герой фильма — true war machine — не молодящий Брэд Питт в идеально сидящей на нём роли, не его быковатая команда и не растерянные молодые солдаты (в частности, Уилл Поултер и Лейкит Стэнфилд из “Прочь”). Машина войны — это ласковая рука правительства (чьи лица даже не видно в кадре), которая сменяет одного неэффективного менеджера на другого (убийственное камео австралийца Рассела Кроу), помогая Молоху не умереть с голоду. И тут МакМахона — твердолобого патриота, эдакого Капитана Америку — становится по-человечески жалко: служба стране и соревнование с другими военными чинами в фалометрии лишили его лучших дней жизни, превратила встречи с женой в тихую тоску, а про будущую работу лучше промолчать — мирная жизнь засчитывает успехи в делах внешней политики страны не в полном объеме.
У Мишо получилась полу-абсурдистская комедия о том, что война — это не столько плохо (как будто кто-то не в курсе), сколько глупо и бессмысленно, насаждение мира — геморроидальный и бесплодный процесс, а думать о благе человечества довольно лицемерно, если игнорировать при этом благо ближнего, а то и самого близкого человека.
Похожие: “Американская милашка” (роад-муви об Америке глазами британки Арнольд)
Про другие фильмы Netflix: “Окча”, “Парадокс Кловерфилд”, “Немой”, "Аннигиляция".
***
канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)