Найти в Дзене

Изобретатели без диплома.

-2

В течении тысячелетий техника развивалась без поддержки естествознания - его тогда практически не

существовало. Медленно развивающаяся наука далеко отставала от техники и не могла предложить ей новые

решения, указать новые пути прогресса. Лишь в середине 19 века наука догнала технику в своём развитии

и дала ей новые знания: например, обоснование КПД паровой машины, электричество,химию. А в 20 веке

наука перегнала технику, накопила множество эффектов и явлений, часть которых до сих пор не воплощена

в технических изобретениях. Возникла даже иллюзия, что изобретательство в технике - это всего лишь

прямое применение научных знаний. Если бы было всё так просто...Но об этом мы ещё будем говорить.

Здесь же отметим только, что наука действительно помогла изобретательству, сократив число явно пустых,

нарушающих основные законы проб(т.е. появился первый фильтр,отсеивающий абсурдные идеи)

В 19 веке были предприняты также первые научные попытки разгадать секреты творчества(хотя, вообще

говоря, ещё в древнем мире появилось понятие об эвристике - науке о том, как делаются открытия).

Пока люди не имели ясного представления о механизмах творчества, они объясняли все это точно так же,

ка и явления природы, - "волей божьей". С этого начинали и исследователи творчества, объясняя, например,

как появляется идея изобретения: "Этот небесный огонь слетает на голову избранника даже независимо

от его усилий и зачастую не по заслугам. Наши лучшие мысли возникают нередко за пустым разговором,

за ежедневным делом, даже вл сне". Это высказывание Петра Клементьевича Энгельмейера, одного из

первых теоретиков творчества, но он указывал и на то, что "....только трезвое отношение к своей работе,

только ясное знание всех условий своей задачи" могут привести к "дельному изобретению". В последующих

книгах и статьях он твёрдо указывал на необходимость создания универсальной научной теории творчества,

"...которая охватывает все явления творчества, как то: художественное созидание,техническое изобретение,

научное открытие, а также и практическую деятельность, направленную на пользу или на добро, или на что угодно".

и далее: "....оказывается, что гениальность вовсе не такой божественный дар, что она... состовляет

удел всякого, кто не рождён совсем идиотом".

Достижения МПиО(метод проб и ошибок) на конец 19 века впечатляющи: электродвигатели и генераторы, электролампа

и трансформатор, горные проходческие машины, центробежные насосы, двигатель внутреннего сгорания,

буровые установки, конвертер, мартеновские печи, крекинг-процесс, железобетон, автомобиль, метрополитен,

испытания первых самолётов, телеграф, телефон, радио, кинематограф, фонограф, и многое-многое другое.

Чем же объясняется такой стремительный прогресс?? Несмотря на низкую эффективность МПиО(метод проб и ошибок),

этот метод пока ещё справлялся с творческими задачами по следующим причинам: возник союз науки и техники,

возрос приток исследователей и разработчиков в техническое творчество, продолжалось открытие очевидных(не

требующих глубинных исследований) природных эффектов и явлений и их прямое использование в технике,

технические системы были относительно просты. Однако всё чаще появлялись изобретательские задачи,

на решение которых уходили десятилетия. Эти задачи не обязательно были сложными, МПиО спотыкается и на

простых задачах.

Вот одна из таких задач:

5 Задача:

Пытаясь использовать вольтову дугу для освещения, изобретатели Европы, Америки и России в течении 30 лет

искали надёжный способ регулирования расстояния между подгорающими угольными электродами в дуговой лампе.

Нужно было обеспечить постоянный зазоро между электродами до полного их сгорания. Одна хитроумная

конструкция сменялась другой, были перепробованы сотни вариантов. Однако все эти поиски ничего не дали.

Устройства получались громоздкими и ненадёжными. П.Н. Яблочков видел тщетность этих попыток. Его решение

было предельно простым и остроумным....

Как бы вы решили эту задачу??

Плутарх писал о изобретениях Архимеда: "Если бы кто-либо попробовал разрешить эти задачи, он ни к чему

не пришёл бы, но если бы он познакомился с решениями Архимеда, у него тотчас бы получилось такое

впечатление, что это решение он смог бы найти и сам - столь прямым и кратким путём ведёт нас к цели

Архимед". Напомним его главные изобретения: способ определения центра тяжести тел, законы рычага,

закон Архимеда, блоки, лебёдки, зубчатые передачи, военные метательные машины, архимедов винт, домкрат.

Дилетанты и профессионалы:

"Мой отец,несмотря на то что был академиком, говорил мне, что новое и в науке и в искусстве чаще всего

открывают любители, потому что у нового нет профессии. Паровозник вряд ли изобретёт электровоз. Он всё

время будет улучшать отдельные части парового двигателя, а любитель догадается воткнуть электромотор.

Станиславский-любитель, и Эдисон, и Циолковский, и Форд. В общем, профессионал, выросший из любопытства,

чаще всего новатор"

"Дилетантизм имеет одну хорошую сторону и одну дурную. Хорошая его сторона, т.е. сила дилетантизма,

состоит в том, что его мысли свободны для новых комбинаций, не будучи заранее парализованы традицией

школы. А слабость дилетантизма сказывается в плохом отстаивании своих идей, так как ему недостаёт той

эрудиции, которая необходима для прочного обоснования идей".(Энгельмейер П.К.)

Отсутствие у дилетанта диплома о специальном образовании не означает отсутствия знаний. Как ни

парадоксально, но основы большинства наук были заложены дилетантами:

теплотехника-(врач Р.Мейер, пивовар Д.Джоуль, врач Г.Гельмгольц)

математика-(юристы П.Ферма и Г.Лейбниц, биолог Л.Эйлер, врач Д.Аламбер, цирюльник С.Пуассон,

военный Р.Декарт)

астрономия-(юрист Э.Хаббл теория разбегания галактик)

физика-лингвист Ч.Таунс(один из авторов лазера)

кибернетика-врач Р.Эшби..... и т.д.

-3