Найти тему
РР-Новости

“Нефтегазовые узы” Владимира Путина и Башара Асада | Почему Россия не может “слить” Сирию?

Оглавление

Фото:Mohammed Badra/Reuters
Фото:Mohammed Badra/Reuters

Обстановка в Сирии заставляет нервничать весь мир. Ведущие СМИ уже предсказывают чуть ли не третью мировую войну. Трамп посоветовал России приготовиться к ракетным ударам по Сирии. В свою очередь, российский посол в Ливане напомнил, что Россия оставляет за собой право сбивать ракеты США в случае агрессии. Кремль отрицать ничего не стал. Зачем России вообще нужна Сирия, попыталась разобраться Ксения Ширяева.

Боевая готовность

Масла в огонь добавили новости из Букингемского дворца со ссылкой на анонимный источник: Великобритания также готова поднять свои самолеты с кипрской военной базы, чтобы разбомбить Сирию.

Параллельно, начали маневрировать и войска Асада, а российские корабли вышли в море, на оперативный простор. Подобное можно трактовать, как мобилизационное развертывание войск перед началом боя.

Ситуация близка к эскалации мирового военного конфликта. Но военные эксперты советуют не поддаваться панике.
Если все-таки первоочередная задача заключалась в нанесении военного удара, то атака происходила бы неожиданно и сразу. Когда военные действия презентуются и декларируются, то значит, речь идет именно о желании накалить саму обстановку.
- Александр Перенджиев, военный политолог

Как Россия оказалась в Сирии?

В 2011 году, когда Башар Асад переизбрался на третий срок, страну начало лихорадить оппозиционными протестными выступлениями. Что характерно, шли они, практически, по методичкам “оранжевых революций”, однако Восток имеет свою специфику: на смену романтикам-оппозиционерам пришли серьезные ребята: исламские фанатики, мечтающие возродить Исламский халифат по средневековым образцам.

В 2013 году исламистская террористическая группировка ИГИЛ (запрещена на территории РФ) уже контролировала восток Сирии и часть территории Ирака, всего порядка 100 тысяч кв.км. Сторонники “Исламского государства” серьезно дестабилизировали обстановку в регионе, угрожая повергнуть его в хаос.

Правительственные войска Сирии с ситуацией не справлялись и, после ряда серьезных военных поражений, Дамаск просил помощи у Москвы.

30 сентября 2015 года, по договорённости с президентом Башаром Асадом, Воздушно-космические силы РФ начали военную операцию в Сирии против террористов.

С этого момента Россия стала основным защитником официального сирийского правительства.

Причем тут США?

Воюя против ИГИЛ в Ираке, Америка оказывала активную поддержку т.н.“умеренной” оппозиции в Сирии (хотя отличить “умеренного” от члена ИГИЛ неспециалисту практически невозможно): сначала нелетальной военной помощью, а затем уже финансированием и обучением повстанцев технике ведения боя.

С августа 2014 года Штаты начали вести военную разведку позиций над территорией Сирии, не запрашивая у официальной власти страны разрешения на доступ в воздушное пространство.

Уже через месяц ВВС США начали по ночам бомбить сирийские провинции, уничтожая вместе с боевиками и мирное население.

Некоторые СМИ прямо утверждают, что ИГИЛ была создана чуть ли не при прямом участии США. Приводят прямые и косвенные доказательства “спонсорской помощи” боевикам от Америки. Как бы то ни было, официальных данных об участии США опубликовано не было, хотя на Востоке уже мало кто сомневается в причастности Штатов к обострению ситуации в этом регионе.

Присутствие России в Сирии

Россия закрепила свое присутствие в Сирии с моря и воздуха. Воздушное пространство ВВС РФ контролируют с военно-воздушной базы Хмеймим, расположенной на западе страны, возле города Джебла. Эта авиабаза передана Дамаском Москве безвозмедно и бессрочно.

На море российские войска локализованы в порту Тартус, который наша страна унаследовала еще со времен Советского Союза.

“Нефтегазовые узы” Путина и Асада

Фото: пресс-служба Кремля
Фото: пресс-служба Кремля

Геополитически, контроль над Дамаском необходим Москве, чтобы удерживать влияние на Ближнем Востоке.

Морская база Тартус -- единственный пункт базирования российских боевых кораблей в Средиземном море. И единственная военно-морская база России в дальнем зарубежье.

Помимо стратегического значения, Сирия для России имеет и вполне определенную экономическую ценность, где главный интерес - газ и нефть. “Газпром” давно уже активно участвует в разработке сирийских месторождений.

Еще в 2009 году Асад стал для США “костью в горле”, помешав проекту катаро-турецкого газопровода. Тогда он отказался предоставить территорию своей страны для его проведения, официально заявив, что хочет таким образом сохранить интересы России, которая является ключевым поставщиком газа в Европу.

И через два года в Сирии вспыхнула гражданская война. А вскоре в СМИ появилась информация о том, что ИГИЛ спонсируют некоторые богатые семьи Катара и Саудовской Аравии.

Интерес американцев в проекте катаро-турецкого потока в том, что строительство газопровода берут на себя американские компании, а значит и эксплуатацию обеспечивать будут тоже они. Как видим, финансовые круги США, Катара и Саудовской Аравии здесь демонстрируют трогательное единство интересов: Асад им очень сильно мешает. А вот анархия в регионе наоборот - сильно бы все упростила.