Казалось бы, что может быть общего между знаменитым итальянским «Molleggiato» , Народным артистом СССР и молодым артистом-вокалистом (солистом) оперной труппы Саратовского театра оперы и балета? Ответ прост - "Севильский цирюльник"!
Именно Фигаро объединяет три эти фамилии. Самое популярное в мире исполнение кавантины Фигаро из оперы "Севильский цирюльник" принадлежит «Человеку на пружинах» Адриано Челентано - именно её в качестве серенады поет его герой в фильме "Безумно влюбленный". Стоит отметить, что популярность данного исполнения в большей степени обусловлена массовой направленностью киноидустрии и звездному имени итальянца. Однако, свою порцию славы экстравагантным исполнением мелодичной кавантине он принес.
Партия Фигаро стала знаковой и для еще одного известного имени в мире культуры - Леонида Сметанникова. Знаменитый саратовец во многом благодаря ей нашел отклик в сердцах зрителей. Фигаро Народного артиста СССР получился ярким - об этом свидетельствуют отзывы критиков:
Партия Фигаро из “Севильского цирюльника” Россини занимала и занимает в репертуаре Леонида Сметанникова особое место. Занимала — потому что с этой партией он по-настоящему вошел в театр, окончательно раскрепостился сценически и вокально. Занимает — потому что это любимая его роль, “самая-самая!”, как говорит он, не находя более подходящих слов. И певец, и его наставник А. Быстров, и ленинградский режиссер Ю. Петров, ставивший спектакль, приступали к работе с хорошим творческим настроем. Хотелось сделать что-то свежее, преодолеть штампы в трактовке Фигаро, который слишком уж часто получается “красивым парикмахером” или на худой конец — разбитным малым. Удалось очеловечить Фигаро, приземлить и в то же время облагородить его, придать ему индивидуальные черты, убрать красивые позы, сделать более жизненным, простым, естественным и — насколько возможно — современным.
Сколько сил и времени ушло на это! Но трудам воздалось сторицею, — освоение роли стало большой школой мастерства, здесь рост певца был особенно ощутим. Тут все — игра. В игру сценическую самым активным образом включена и тембровая палитра голоса. В многообразии вокальных красок мы услышим и мужественность, и ироничность, но это в очень умеренных дозах, зато бесконечно много озорства и лукавства. Таков и весь облик его Фигаро. Таким предстает и спектакль в целом. Ведь лицо его представляет Фигаро — главная пружина действия. Главная не потому, что у него самый большой объем пребывания на сцене, а потому, что оп “заводила” всех ситуаций, он ведет за собой остальных, увлекая их своим бурным темпераментом, обрушивая на них забавнейшие шарады и ребусы, придумывая хитрость за хитростью, уловку за уловкой. Да, здесь главенствует именно он, Фигаро, вездесущий и все время разный: романтичный и деловитый, изящный и сметливый, мальчишка и солидный делец, добродушно открытый и умеющий выстроить позу недоступности, всегда веселый, изобретательный, буквально — “вулкан идей”...
Когда стремишься понять, чем привлекает исполнение Сметанникова, неизбежно приходишь к выводу: искренностью, отзывчивостью, непосредственностью чувств, лирической взволнованностью, теплотой и какой-то особой ласковостью тембра. Эти черты с наибольшей силой раскрываются в партиях из русских классических опер, прежде всего из опер Чайковского — Елецкого (“Пиковая дама”) и Онегина (“Евгений Онегин”). И трудно не согласиться с А.И. Быстровым, когда он говорит, что Леонид создан для них. Мягкий, бархатистый тембр голоса, ясное, четкое донесение слова, благородство внешности и манеры сценического доведения, тяготение к лирическим образам — все как нельзя лучше сливается с нашим представлением об этих героях Чайковского. Недаром во время гастролей театра в столице Украины газета “Вечерний Киев” писала: “Вокальные данные и внешность этого певца полностью совпадают с образом Евгения Онегина”.
Издавна говорят: все познается в сравнении. Как-то гастролировал в Саратове солист Большого театра Юрий Мазурок. Он считается известным исполнителем партий Елецкого и Онегина, чуть ли не своего рода эталоном в них. В сравнении с ним в ту пору у Сметанникова определенно недоставало ровности звучания голоса, силы и устойчивости в верхнем регистре. Но это вещи поправимые: время и труд сделали свое дело. Интересно другое. Возьмем главную характеристику Елецкого — арию. “Я вас люблю”. Саратовец исполняет ее мягче, нежнее, любовнее. Без великосветской позы и холодности. У Мазурка — красиво и несколько абстрактно, у Сметанникова — больше теплоты, ощущается внутреннее страдание от сознания своего бессилия перед равнодушием Лизы.
Демченко А. Дарить людям радость: Леонид Сметанников. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1993.
А 1 апреля 2018 года в роли Фигаро на сцену Саратовского театра оперы и балета выйдет Андрей Потатурин.
Веселый, жизнерадостный, насыщенный юмористическими ситуациями сюжет, блестящая музыка, легко и прозрачно написанные музыкальные ансамбли, — благодаря этому комическая опера Дж. Россини столько лет привлекает внимание публики. Но если и есть в "Севильском цирюльнике" музыкальная "изюминка" - то это кавантина Фигаро, всегда разная и всегда знакомая. Именно она привлекает лучших исполнителей и актеров, именно она известна в каждой стране мира!
И это отличный повод услышать её вновь - в Саратовском театре оперы и балета.
Билеты: saratov.kassy.ru/event/1963/order/