В России сидит больше 47 000 женщин. Часть из них попадает в СИЗО и на зону беременными и рожают за решёткой. Каково рожать под конвоем и как обращаются на зоне с детьми, рассказывает «Батенька, да вы трансформер». А мы отобрали самые наглядные истории.
«Ребёнок с тобой не останется, готовься отдать в детдом»
Надя связалась с барыгой и в итоге беременная оказалась под судом. Администрация новосибирского СИЗО #1 сразу сказала ей, что ребёнок с ней не останется. Мол, решай заранее: в детдом отдашь или родственникам. Мать Нади узнала, что по закону в СИЗО и на зоне не имеют права заставлять женщину отказываться от ребёнка. Только после того, как Надя озвучила это, администрация признала, что ребёнка можно будет оставить с матерью. Такое давление практикуется на зонах везде.
Наручники и конвой в родзале
Заключённые рожают под конвоем. Если нет женщин, чтобы конвоировать — рожают под взглядами мужчин. Нет конвоя вообще — рожают в наручниках. Ребёнка стараются унести сразу и потом подолгу не отдают. Это не даёт сформировать первичную привязанность и женщину легче уговорить отдать малыша в детдом. Ребёнок на зоне — лишний головняк для начальства, и ничего больше.
Ребёнку на зоне есть необязательно
Законом предусмотрено, что на каждого ребёнка, находящегося в камере, выдаётся детская кровать и всё, что нужно для ухода за ним. Той самой Наде велели перетягивать грудь, чтобы скорее перегорело молоко — ребёнка сначала держали в роддоме и не отдавали. Потом не выдавали детской смеси. Мать Нади покупала смесь на свои деньги, но это недёшево. Как выкручиваются заключённые без поддержки семьи, вообще непонятно.
При женских колониях есть Дома ребёнка
Матерям дают ухаживать за детьми до трёх лет. Но Домов ребёнка при зонах всего 13 на всю страну. Начальники упрекают женщин, что они рожают ради привилегий. Из этих привилегий, например, прогулки с ребёнком. От обычных тюремных прогулок отличаются тем, что женщин выводят в такой же бетонный двор, но с песочницей в углу. Они видят ребёнка по часу утром и вечером, два раза в день.
«Пусть в детдом отдают, всё равно выходят и бросают прямо на вокзалах»
Когда правозащитники пытаются добиться человеческого обращения к женщинам с детьми на зоне, они сталкиваются с тем, что материнские чувства этих женщин не признаются. «Она выходит и оставляет своего ребёнка на вокзале». На сотни матерей таких случаев — один-два в год. Скорее всего, этим матерям некуда пойти и не на что кормить ребёнка. Но обществу удобнее уцепиться за эти два случая, чтобы не надо было помогать остальным матерям.
Положение беременных в тюрьмах можно назвать бедственным
Таково мнение авторов исследования, опубликованного в 2017 году. Исследователи проверили условия содержания беременных зэчек в 20 регионах России. Только в семи из них беременным предоставляли отдельные камеры. Ещё в семи (не совсем тех же самых) дают дополнительное питание, но часто не раньше шестого месяца. Чаще женщины сидят в переполненных общих камерах, одна из участниц опроса спала на кровати с другой женщиной — в камеру на 10 человек поселили её одиннадцатой.