Найти тему
Религия для всех

Раджаб и о посту в этом месяце

Вопрос: О значимости месяца Раджаб читал во множестве материалов, опубликованных в интернете. В них упоминается и о желательности соблюдения поста в этом месяце. И всё же хотелось бы получить достоверный ответ на вопрос: желательно ли поститься в первый день месяца Раджаб и в последующие дни?

Ответ:

1. Раджаб – месяц милости и прощения. Будучи одним из месяцев, предшествующих Рамадану, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением, одним из путей достижения которого является соблюдение поста.

Что касается поста в месяце Раджаб, то имам ан-Навави в своей книге «Шарх Сахих аль-Муслим» отмечает:

ولم يثبت في صوم رجب نهي ولا ندب بعينه، ولكن أصل الصوم مندوب إليه.

«О посте в месяце Раджаб нет решения, что это запрещено, как и нет решения, что желательно соблюдать именно его. Однако основанием для поста в этом месяце выступает желательность».

Далее имам ан-Навави пишет следующее:

وفي سنن أبي داود أنه صلى الله عليه وسلم ندب الصوم من الأشهر الحرم ورجب أَحدها.

«В "Сунан Абу Давуда" приводится, что Посланник Аллаха побуждал соблюдать пост в запретные месяцы, а месяц Раджаб является одним из них». (См.: «Шарх Сахих аль-Муслим» том 8, стр. 39).

Также по этому поводу Имам Хатыб аш-Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж» утверждает:

أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضانشهر الله المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في روايةمسلم كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كله وفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا.

«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы, а наиболее достойным из них является месяц Мухаррам, поскольку в хадисе, который приводит имам Муслим, сказано: "Лучший пост после Рамадана, пост в запретном месяце Аллаха – Мухарраме". Затем по достоинству следует пост в месяце Раджаб, и это мнение принято, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что именно Раджаб является самым лучшим из запретных месяцев (после Мухаррама)».

وعن ابن عمر وابن عباس أنهما كانا يريان أن يفطر منه أياما.

Что касается особых предписаний относительно поста в месяце Раджаб, то Ибн Умар, Ибн Аббас, Анас , Саид ибн Джубайр, считали желательным пропускать несколько дней. (Мотивируя данное решение не желанием уподобить его Рамадану, поститься в котором необходимо во все дни без исключения).

وقال الإمام أحمد: يفطر منه يوما أو يومين.

«Имам Ахмад говорил: "В месяце Раджаб не поститесь одни или два дня"».

Это указывает на то, что имам Ахмад считал предпочтительным соблюдение поста в месяце Раджаб.

-2

2. А относительно утверждения, что пост в месяце Раджаб является нововведением, Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Фатх аль-Мубин» (шарх на сборник хадисов имама ан-Навави «Аль-Арбаʻун») пишет следующее:

قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه.

«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так. Напротив, пост в месяце Раджаб является превосходной хорошей сунной (желательным деянием), и об этом я подробно изложил в книге «Аль-Фатава аль-Кубра».

(См. «Фатх аль-Мубин», стр.226/№5).

Заключение:

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем утверждать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием, за которое постящийся получает большое вознаграждение, ибо авторитетные учёные шафиитского мазхаба опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.