Найти тему
Музыкальная мозаика

"КОШАЧИЙ КЛАВЕСИН": ИНКВИЗИЦИЯ И КОШКИ

Сегодня при слове "инквизиция" мы с первых мгновений ощущаем холод и сырость подземелий, жар от пылающих костров, людской ужас перед сверхъестественными явлениями. Странно было бы даже предположить, что гнев церкви падёт не только на людей, признанных папой еретиками, но и на кошек! Имеются сведения, согласно которым король Испании Филипп II имел диковинный музыкальный инструмент под названием «Кошачий клавесин».

Устройство, описанное А. Кирхером, состоит из цепочки кошек, зафиксированных вместе, а их хвосты вытянуты под клавиатуру. Коты с разным по высоте тона мяуканьем помещались в специально созданные для этого клетки-ячейки. Хвосты были привязаны под клавишами, в результате чего животные выли от боли при нажатии на них. Рычаг либо имел небольшое остриё на конце, либо тянул кота за хвост. Первое использование этого инструмента описано французским писателем Жаном-Батистом Веккерлином (1821-1910) в своей книге «Musiciana, extraits d’ouvrages rare ou bizarre» (Музициана, отрывки из сочинения о редких или странных изобретениях) (1887):

"Когда король Испании Филипп II посещал своего отца императора Карла V в Брюсселе в 1549 году, оба ликовали при виде совершенно необычайной процессии… Самой любопытной была повозка, которая играла наиболее странную музыку, которую только можно представить.

В ней был медведь, который играл на органе; вместо труб было 16 кошачьих голов, каждая была связана с его корпусом, хвосты торчали наружу и были проведены, как струны пианино — если нажимали клавишу на клавиатуре, соответствующий хвост сильно дёргали, и кот каждый раз жалостливо мяукал".

Историк Хуан Кристоваль Кальвет де Эстрелла отмечал, что хвостатые были организованы надлежащим образом, "по октавам" … Этот жуткий "оркестр" разместился в театре, где волки, обезьяны, олени и прочие животные танцевали под звуки этой адской музыки.

Для «работы» клавесина коты и кошки отлавливались со всего округа, далее «настройщик» по очереди наступал на хвосты несчастным животным, выстраивая тональность. В порядке отобранной тональности кошек рассаживали в специальный ящик с отсеками. Отсеков было от семи до четырнадцати. Не прошедших «кастинг» кошек просто сжигали.

Голова кошки высовывалась в отверстие, а хвост и тело закреплялись. Придворные, на потеху королю, пытались наиграть популярные мелодии. При каждом нажатии клавиши острый шип вонзался в хвост животному, вызывая тем самым дикий кошачий вопль.

Чем же была вызвана такая жестокость? Всё дело в том, что церковь объявила пушистиков посланниками сатаны, помощниками ведьм и колдунов, обрекая их на беспощадное уничтожение.

Этот инструмент был довольно распространен в Европе. Существует интересный факт, что Петр I для кунсткамеры тоже заказал в Гамбурге «кошачий клавесин» . 

Друзья! Если понравилась статья, ставьте свои лайки и подписывайтесь на мой ресурс, всем буду рада!