Свадьба в деревне – это вам не на дискотеках прыгать. Это с гармошкой, плясками и частушками. По крайней мере, так было в 80-х годах прошлого века.
Была подростком, когда играли свадьбу двоюродного брата. Дело было летом. Во дворе настил дощатый сделали, чтобы плясать удобно было, березовыми ветками двор украсили. Но главное – музыкальное сопровождение: магнитофон в доме, а гармошка во дворе. Гармонист дядя Коля наяривал на гармошке без остановки, притопывая в такт ногой, гости отплясывали на дощатом полу и по очереди выдавали залихватские частушки.
В уголке на лавке скромно сидела молоденькая девушка в белой блузке и зеленой юбочке; она старательно записывала в блокнот услышанные частушки. Это была студентка филологического факультета, приехавшая специально по заданию на свадьбу, чтобы собирать устное народное творчество – фольклор, одним словом.
В перерыве она подсела к дяде Коле и стала просить спеть еще частушки. Ну, а гармонист и рад стараться, раз такое внимание ему уделяют. Деревенские с уважением смотрели на городскою барышню; ее приезд был честью для хозяев, потому и старались угодить.
Шла по улице Донской,
Да меня хлопнули доской,
Я лежу да охаю,
А прохожим (пи-пи-пи).
Изредка вылетающая из уст гармониста нецензурная лексика растворялась в общем гаме и переливах гармони. Но дядя Коля, видимо, заигрался и по неосторожности выдал частушку, в которой, если бы это звучало на телевидении, половину слов можно заменить на пи-пи-пи – и еще раз пять пи-пи-пи.
После частушки дядя Коля и сам испугался, замолчали и деревенские – стыдно стало перед приезжей девушкой. А баба Нюра – жена дяди Коли – накинулась на мужа:
— Совсем что ли очумел? – что человек приезжий подумает? — кивнула она в сторону студентки.
Гармонист виновато потупил взгляд, деревенские стыдливо топтались на месте. А девушка, покраснев и не поднимая головы, продолжала старательно записывать в свой блокнотик.
— Записала, — кивнула она дяде Коле, — а еще есть частушки? – снова обратилась она к гармонисту.
Дядя Коля заулыбался, деревенские облегченно вздохнули:
— О! Вот это наш человек, — одобрительно воскликнул гармонист и растянул меха гармошки.
Веселье продолжилось.
Через несколько лет, когда я тоже училась на филфаке, нам также дали задание по устному народному творчеству. Я съездила в деревню к родственникам, записала несколько частушек и песню:
Из-за леса, из-за гор
Ехал дедушка Егор…
Было в песне несколько слов из не нормативной лексики. Но я спокойно подала нашему преподавателю, сказав, что есть там и нецензурные выражения.
— Ну, и ничего, — сказал преподаватель, — это же фольклор.
Ставьте "Палец вверх", вас ждет еще много историй!
И не забывайте подписаться!