Например, нужно было нейтрализовать истеричное поведение и восстановить желание Катюши ходить в третий класс гимназии. На фоне потери интереса к математике она закатывала истерики именно в тот день, когда этот предмет был. То есть, ежедневно!
Искусно прогуливали уроки в школе мальчики-подростки. Их саботаж при развитой эрудиции, был связан с «перевоспитанием» родителей, которые «доставали» их из-за троек. Другие (в моем опыте их было несколько) начинали грубить учителям, забывшим, что когда-то сами же этих учеников прозвищами наградили.
Одного моего подопечного, перед тем, как меня в репетиторы пригласить, даже на неделю от школы отлучили. Так довел он администрацию школы в восьмом классе. Хотя по ФЗ «Об образовании» делать так не положено...
Приходилось и по навыкам выполнения тестовых заданий по ЕГЭ натаскивать. Очень отдаленное отношение к качеству усвоенных знаний имеет этот тестирующий способ проверки знаний.
Чтобы не ожидало меня в разных видах репетиторства, алгоритм взаимодействия с учениками и их родителями позволял мне добиться ощутимых результатов.
Как правило, репетитора ищут, если:
- Ребенок стал хуже учиться в целом;
- Постоянно приносит двойки по одному из предметов;
- Системно не выполняет домашние задания: не желает, не умеет;
- Вообще не хочет посещать эту школу;
- Родители решили перевести ребенка в профильную школу (лицей, гимназию);
- Ребенку решили дать более качественное образование по одному или нескольким предметам.
Необходимость в репетиторе у младшеклассников часто бывает связана с развитием определенных функций (их список ниже). Если эти функции процесса обучения вовремя не развиты, они косвенно также становятся причиной «интеллектуального саботажа» ребенка-подростка. Вот они:
- Моторика кистевого движения пишущей руки слаборазвита. Быстро наступает утомление в процессе написания. Писать приходится много: списывать с доски, с учебника, «с мыслей» в собственной голове, под диктовку учителя.
- Ракурс зрения ослаблен чрезмерным напряжением ученика и системным непониманием учителя как важен правильный ракурс зрения для успешного обучения. Ребенок должен видеть четко и ясно с того места, где сидит.
- Несфокусированное слышание ученика. Он часто находится в «зоне» своих мыслей, переживаний. Учителю не хватает времени выделить психологические проблемы одного ученика, если в классе порядка 30 человек. Легче назвать такого ученика неуспевающим.
- Ряд дефектологических причин, ведущие к ослаблению учебной мотивации ученика даже при его некогда ярком желании ходить в школу. Это дислексия, дисграфия, которые излечимы, если вовремя подключить педагога-дефектолога.Опыт репетиторства показывает, что процесс обучения должен быть интереснее, чем в школе, это и мотивирует! Ребенку важен интересный репетитор, а не только опытный и эрудированный.
Какие грани репетиторского мастерства обычно стимулируют интерес к обучению? - Разминка. Диагностика настроения, самочувствия ребенка. Обмен короткими позитивными новостями. Репетитор замкнутый и не в духе моментально теряет связь с учеником.
- Использование не менее 4-х видов учебной деятельности в ходе занятия: вижу, слышу, пишу, запоминаю.
- Использование приема: «А знаешь, почему учитель так поступает?». Ребенок со вниманием и уважением начинает относиться к труду преподавателя.
- Обучение ребенка работать с учебником. Репетитор уйдет, а это умение останется и пригодится в дальнейшем.
- Пластичность подбора подготовительных, разъяснительных заданий, вне учебника. Использование увлекательных, разнообразных методов по исправлению ошибок.
- Высший пилотаж – это научить ребенка быть «самому себе учителем», пробудить в нем жажду знаний. Практика показывает, что детей завораживает информация, которой нет в школьном учебнике.
Любовь Богомолова