И как им правильно пользоваться
Не так давно человек, которому я склонен доверять, рассказал мне историю из своего жизненного опыта - как он попытался помочь кому-то тушить горящий автомобиль. Я не буду пересказывать эту историю целиком, но суть ее в следующем - ни его "хороший" огнетушитель, ни разные огнетушители других очевидцев не помогли.
В лучшем случае они выпускали облако или струйку порошка, и этот "пшик" уже ничем и никому не мог помочь. Автомобиль, точнее, то что от него осталось, потушили приехавшие через 20 минут пожарные. А мой знакомый задался вопросом - как же так вышло, что исправные с виду огнетушители самых разных моделей не сработали должным образом?
Формальные требования к огнетушителям
Наверняка у всех дома есть хороший огнетушитель. Но что лежит у вас в машине? Если у вас относительно новый автомобиль, то загляните в выданный в салоне набор автомобилиста и удивитесь. Скорее всего, там лежит небольшой баллон огнетушителя типа ОП-2 - огнетушитель порошковый, с зарядом 2 кг.
Именно такие огнетушители, соответствующие ГОСТам НПБ 155-2002, а также Р51057-2001, должны находиться в автомобиле для того, чтобы он прошел техосмотр. В правилах так и написано: «легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л)".
Порошковый или углекислотный?
Чаще всего, автомобили комплектуют порошковыми огнетушителями - просто потому что они самые дешевые, и при этом неплохо сражаются с огнем, но у них есть ряд существенных недостатков. Главный из них - очень короткий срок службы.
Несмотря на заявленные на большинстве баллонов ОП-2 оптимистичные 5 лет, по факту уже через полтора года нужно менять огнетушитель на новый или перезаряжать его (что в случае ОП-2 нерентабельно).
В противном случае, даже при сохранении рабочего давления на индикаторе, порошок может слипнуться и огнетушитель просто не сработает должным образом. Именно это и произошло, судя по всему, у моего приятеля. Еще один недостаток - порошок, попадая на горящие детали, плавится, и отмыть его потом очень сложно.
Углекислотный огнетушитель (то есть, с зарядом жидкой двуокиси углерода) лучше, перезаряжать его можно раз в пять лет, но он примерно вдвое дороже. Во-первых, он работает более эффективно, так как очень сильно охлаждает зону горения (в отличие от порошка). Но и с ним есть ряд серьезных нюансов - баллоны ОУ склонны к накоплению статики, а при их использовании голыми руками можно получить холодовой ожог.
2 литра - это 6 секунд работы
Когда требований к объему огнетушителей в правилах еще не было, многие автомобилисты покупали аэрозольные огнетушители размером с баллончик строительной пены. Требовать от такого устройства серьезной тушащей способности - просто глупо. В случае только начавшегося пожара в моторном отсеке, ОП-2 или ОУ-2, конечно, помогут прекратить возгорание. Но если пожар начался какое-то время назад, то одного такого баллона вам просто не хватит!
Следует держать в голове, что время работы огнетушителя ОП-2 или ОУ-2 составляет всего 6 секунд. Вот почему для автомобиля можно купить или пару малых огнетушителей, или более крупный огнетушитель ОП-4 или ОУ-4 - с зарядом массой 4 кг. Время его работы составляет 10 секунд. Хранить его в машине несколько сложнее, но спокойствия - больше.
Как пользоваться огнетушителем
В случае, если вы почуствовали запах горелого в салоне исходяший из под капота автомобиля, нужно немедленно остановить автомобиль, выключить зажигание, взять огнетушитель - он должен быть в салоне под рукой, открыть капот. Помните, мере разгорания пожара, открыть капот будет все труднее.
Далее нужно сдернуть пломбу, выдернуть чеку, направить раструб огнетушителя на место возгорания, нажать курок. Огнетушитель может сработать не сразу, а с небольшой задержкой (до 5 секунд) - это нормально. Следует понимать, что реально "рабочим" будет только один единственный первый импульс, поэтому после начала подачи порошка или углекислоты нужно держать курок нажатым до устранения возгорания.
Огнетушитель не должен болтаться в багажнике
Очень важный момент, касающийся хранения огнетушителя в автомобиле - он должен быть легко достижим, и он не должен кататься по багажнику. Не только потому, что незакрепленная металлическая "торпеда" может быть опасной при ДТП.
При ударах о стенки багажника огнетушитель может легко сбросить давление и утратить работоспособность. Поэтому каждый огнетушитель должен быть надежно закреплен.
...И пусть он вам не понадобится
Итак, я рекомендую держать в автомобиле 2 огнетушителя ОП-2 (или ОУ-2), альтернатива - один ОП-4 (ОУ-4), и в точности следовать правилам их замены-перезарядки - 1.5 года для ОП и 5 лет для ОУ.
В случае, когда вы решили применить огнетушитель, действуйте без промедления! И пусть он вам никогда не понадобится!