Более высокий уровень трат был связан с ажиотажным спросом на кондитерские изделия в преддверии новогодних праздников в конце прошлого года. Всплеску спроса способствовали в первую очередь почти прекратившийся рост цен на сладости (менее 1% за 2017 год) и общее улучшение потребительских настроений. Предновогодняя пора — это высокий сезон для кондитерского рынка.
Потребление кондитерских изделий в конце ноября – декабре, как правило, выше среднегодового в 1,5-1,7 раза в зависимости от категории. Наиболее популярны перед Новым годом такие дорогие категории сладостей, как шоколад и шоколадные конфеты. Детские подарочные наборы, как правило, на 70-80% сформированы из шоколадных кондитерских изделий. На новогодние сладкие подарки и угощения в среднем россиянин потратил в конце 2017 года около 650 рублей, что было почти на 20% больше аналогичных предновогодних трат в конце 2016 года.
В целом, по итогам прошлого года, в структуре трат на сладости самую большую долю занимают шоколад и шоколадные кондитерские изделия — в 2017 году на них приходится 38%. При этом потребление по итогам 2017 года составило 5 кг в год на человека. Шоколадные кондитерские изделия остаются самыми дорогими, но и одними из самых популярных видов сладостей в России. С 2013 года доля расходов на шоколадные кондитерские изделия выросла с 32% до 38% в 2017-м.
Однако шоколад и конфеты — это еще и самый подорожавший вид сладкого, в течение 2015-2016 годов эти категории подорожали в среднем по стране на 35-60%.
Доля трат на торты с пирожными и прочие мучные кондитерские изделия недлительных сроков хранения от общих расходов на сладости составила 11% и в 2017 году даже незначительно выросла. Одним из трендов прошлого года в этой категории сладостей стало то, что производители стали уменьшать вес и упаковку готовых изделий вплоть до совсем маленьких форматов «на один раз», делая таким образом продукцию более доступной.
В сумме это сказалось на росте цен за кг готовой продукции. В течение кризисного периода покупатели стали заметно экономить на тортах с пирожными — потребление тортов и пирожных в среднем по стране находилось на уровне 2 кг в год на человека, тогда как в 2013 году было 2,5 кг (в 2013 году в структуре трат на эту категорию приходилось 21%).
Больше всего на сладости в стране тратят жители Центрального федерального округа — около 8600 руб. в год на человека.
Однако в ЦФО находятся Москва и Московская область, которые в целом влияют на общую картину из-за значительно более высоких цен, чем в среднем по округу, а также из-за более высоких объемов потребления шоколадных кондитерских изделий, чем в среднем по стране. Также на первых местах по тратам на кондитерские изделия жители Северо-Западного (6890 руб. в год на человека) и Южного федеральных округов (6830 руб. в год на человека).
В Северо-Западном на округе на общую картину влияет Санкт-Петербург, жителей которого отличает приверженность к разного рода мучным кондитерским изделиям, а вот южане заметно выше среднего по стране потребляют тортов с пирожными и сахаристых кондитерских изделий. Меньше всего в стране тратят на сладости жители Север-Кавказского (4515 руб. в год на человека) и Сибирского округов (5330 руб. в год на человека). При этом надо отметить, что Северо-Кавказский округ также отличает и самый низкий уровень цен на кондитерские изделия в стране. Житель Приволжского округа тратит в среднем на сладости около 5850 руб. в год, Уральского — 6030 руб., Дальневосточного — 6450 руб.
После двух кризисных лет, в 2017 в году для российской кондитерской отрасли настал относительно благоприятный период — сохранялись низкими цены на основные виды кондитерского сырья, заметно увеличивался потребительский спрос. По итогам 2017 года продажи кондитерских изделий в России составили 1,04 трлн руб., объемы производства — 3,63 млн тонн. Экспорт сладостей российского производства по итогам прошлого года почти вплотную приблизился к $1 млрд ($982 млн).