(с 1985) Серия культовых платформеров от Nintendo, самая популярная франшиза в истории видеоигр во главе с наиболее узнаваемым персонажем – Марио.
Это может показаться странным, но дебют Марио произошёл в чужой игре. В 1981 году появился игровой автомат Donkey Kong: злая горилла Леди утащила, и бравый плотник Прыгун должен был спасти даму сердца, прыгая через бочки и поднимаясь по лестнице. Выглядел плотник весьма характерно: усатый, в красном комбинезоне поверх синей рубашки и в красной же кепке. Через год персонаж вновь появился на экранах в игре Donkey Kong Jr. Правда, в новой аркаде знакомый людям плотник выступал уже в качестве главного злодея.
В 1983 году герой сменил профессию и наконец-то обрёл имя: для игровых автоматов вышла простенькая аркада Mario Bros., в которой водопроводчик Марио и его брат Луиджи наводили порядок в канализации. А затем в мире произошёл первый кризис индустрии видеоигр: полки в магазинах были завалены третьесортными играми, распространение персональных компьютеров ударило по продажам игровых приставок, и в результате гигант Atari оказался практически полностью разорён. Nintendo свой шанс не упустила и выпустила собственную игровую консоль NES/Famicom. Для того, чтобы поддержать новую приставку, срочно требовалась игра. Разработчики вспомнили об уже знакомом людям водопроводчике.
Super Mario Bros. вышла в 1985 году и не только принесла создателям хорошую прибыль, но ещё и вытащила из кризиса всю игровую индустрию. У Марио похитили принцессу, и он отправляется в путешествие по Грибному королевству, чтобы спасти её от злого Боузера. В конце каждого уровня, кроме последнего, выяснялось, что принцесса в другом замке – и Марио вновь и вновь штурмовал крепости. Классическая механика всех платформеров была заложена именно этой игрой: надо было много прыгать, в том числе на головы врагов, искать секреты и нестись вперёд.
В следующем году в Японии выпустили вторую часть Super Mario Bros., которая практически полностью повторяла оригинал с небольшими изменениями. Продавать такой продукт за рубеж побоялись, и на скорую руку из совершенно другой игры в 1989 году был сделан западный вариант Super Mario Bros. 2, одна из наименее популярных частей в серии. По сути, разработчики по требованию Nintendo просто взяли игру, перерисовали там главных героев, сменили логотип и «закатали» результат на картридж. После этого компания одумалась и благодаря одному только Марио зарабатывала миллионы, выпустив ещё три интересных и ярких части.
Время не стояло на месте, графика в играх развивалась, и в 1996 году Марио наконец-то шагнул в третье пространство. Super Mario 64 стал очередным прорывом в индустрии – все платформеры стали поголовно копировать механику новой игры. И вместо того, чтобы развивать успех одиночных игр, Nintendo неожиданно перевели Марио в видеоигры для вечеринок, а заодно наклепали игр про водопроводчика для карманных консолей.
Следующая «большая» часть Марио вышла на консоли Nintendo Gamecube, и хотя сама игра была всё так же популярна, низкие продажи самой консоли затормозили развитие игровой серии. Возрождение произошло в 2007-м, когда свет увидела Super Mario Galaxy. С тех пор усатый водопроводчик не сходит с экранов, стабильно срывая куш с каждой новой игрой. А самой популярной так и осталась игра Super Mario Bros., вышедшая в далёком 85-м году.
Автор: Денис Божинский