Текст: Сергей Удачин, Фото: Борис Ульзибат
Опробовав чуть больше года назад все варианты на тот момент нового флагманского кроссовера Skoda Kodiaq на залитых солнцем серпантинах Майорки, я остался в восторге от этого большого, практичного, семейного автомобиля. И теперь, когда на нижегородской площадке Группы «ГАЗ» стартовало его российское производство, а в перспективе замаячило появление у нас более доступных переднеприводных версий местной сборки и, как следствие, вероятный рост продаж, решено было ещё раз взять эту модель на тест-драйв. А точнее, самую продаваемую у нас сейчас модификацию «бурого аляскинского медведя» – 5-местную со 180-сильным 2.0 TSI и DSG.
И всё для того, чтобы рассмотреть через призму ежедневной эксплуатации в таком мегаполисе, как Москва, насколько приспособлен этот громила к реалиям большого города. Особенно сейчас, когда улицы завалены снегом, дворы не всегда почищены, по ночам случаются приличные морозы, а парковаться из-за сугробов иногда решительно негде. Так ли хорош для перенаселённых и перенасыщенных автомобилями тесных городов этот большой «медведь»? Каковы его слабые и сильные стороны? Что из опций и систем чешского паркетника действительно облегчит жизнь водителю, а что окажется деньгами на ветер?
При том, что Kodiaq – это сейчас самая дорогая модель «Шкоды» в России, она, увы, далеко не самая красивая в линейке чешского бренда. Да простят меня фанаты этой наиболее демократичной марки концерна VW, у Skoda нет, да и, пожалуй, не было автомобилей, красотой которых мы могли бы по-настоящему любоваться и восхищаться. Все нынешние «чехи» созданы в сдержанном фирменном стиле, выбранном Йозефом Кабанем. Вдохновляясь многогранностью чешского хрусталя, он нарисовал гармоничные и лаконичные образы от маленькой «третьей» Fabia до больших «Суперба» и «Кодиака».
Чего только стоят жаркие споры о его «четырёхглазой» обновлённой «Октавии», которая, кстати, очень даже неплоха. Глядя на любую из современных моделей Skoda, вы никогда не скажете «Ах!» или «Вау!». Их по-немецки точно выверенные до мелочей формы и пропорции не восторгают и не вызывают каких-либо ярких эмоций. Равно как и автомобили Audi, а также Volkswagen. Но при этом все до единой нынешние «Шкоды» воспринимаются позитивно, смотрятся солидно, а местами даже дорого и изысканно. У такого стиля полно фанатов. Я как владелец «Фольксвагена» вполне могу причислить себя к ним.
И Kodiaq в полной мере соответствует этому описанию. Он пропорциональный, солидный, но не броский. Эффект новизны модели уже проходит, и кроссовер почти не притягивает любопытных взглядов окружающих. Ну и, как следствие, не вызывает ни у кого зависти при своей не самой маленькой стоимости. Подумаешь, кто-то купил себе большую «Шкоду»… За 2,5 миллиона... Но при этом на дороге «медведь» угнетает и «давит» соседей по потоку своими размерами. Ведь он практически такой же длинный и даже более широкий, чем Superb. А по росту кроссовер выше самой большой легковой «Шкоды» с кузовом универсал почти на 20 см.
Поэтому другие участники движения предпочитают не связываться с «Кодиаком». Никто не лезет подрезать, притеснять, сгонять с полосы. Водители легковушек с уважением или с опаской косятся на него из соседних рядов снизу вверх, пропускают вперёд. И это, пожалуй, самое сильное впечатление, которое дарит автомобиль. Он огромен! Впрочем, как показала практика, это не всегда хорошо. Управлять его неповоротливой тушей в тесных дворах та ещё пытка. Там, где иной чуть более узкий и короткий паркетник в несколько приёмов вывернется и выскользнет из плена брошенных вокруг него на ночь машин, Kodiaq встрянет надолго, взывая о помощи.
И тут ему не сильно помогут приличные по размеру боковые зеркала. Они не охватывают всей картины разом. Для каждой парковки их надо наклонять вниз. Да и от системы кругового обзора с четырьмя камерами помощи не жди. Будь их хоть 10, все они по доброй традиции концерна VAG склонны к преувеличению и драматизму. Если парктроники истошно пищат, сообщая о критической близости машин вокруг, а камеры показывают, что вы уже на 5 см вонзились частями кузова в припаркованные рядом авто, значит со всех сторон есть ещё минимум по 5 см свободного пространства. С другой стороны, большие габариты – это просторный салон.
Впереди пространства, пожалуй, даже в избытке. Слева от локтя водителя до двери остаётся ещё с десяток сантиметров, а до бардачка справа тянуться и тянуться. Над головой свободно. А на втором ряду, который можно двигать вперёд-назад на 18 см, места не меньше, чем в «Супербе». По крайней мере если сдвинуть диван максимально в багажник. Добавьте сюда крепления Isofix даже на переднем пассажирском кресле, кучу ниш, карманов и полочек, подлокотники, подстаканники, лампы подсветки, розетки на 12В и 230В, бесключевой доступ, запуск двигателя кнопкой и получите удобный семейный автомобиль на все случаи жизни.
В нашей топовой версии Style Plus, помимо обогрева лобового стекла и зеркал, есть электропривод дверцы багажника. Её, не выходя из машины, можно не только открыть, нажав на кнопку, но и закрыть, удерживая последнюю. Ну и багажник.. Он также огромен, как автомобиль, и также продуман до мелочей. По бокам несколько ниш на разном уровне, четыре мощных крючка для сумок и съёмный фонарик подсветки. А ещё опциональные рычажки для складывания спинки дивана из грузового отсека. Под полом вокруг докатки - органайзер с боксами, доступ к которым есть и без поднятия всего фальшпола. А в самой докатке сабвуфер продвинутой акустики Canton.
Зимой прогревается этот огромный объём внутреннего пространства, увы, не быстро. Дополнительных ТЭНов в системе вентиляции с трёхзонным климат-контролем нет. А значит, до прогрева «турбочетвёрки» тепла из дефлекторов не дождёшься. Зато есть 3-ступенчатый обогрев всех двух рядов сидений, а также обогрев руля. Они позволяют с минимальным дискомфортом начать движения, не дожидаясь потепления в машине. Главное, сразу после запуска двигателя включить подогрев лобового и заднего стёкол, а также зеркал, чтобы быстро обеспечить себе необходимый обзор. Кстати, покупая Kodiaq, не стоит тратиться на опциональную «кожу».
Стандартный салон для топовой версии со вставками из алькантары по центру сидений очень удобен, и зимой он приятнее полностью кожаного за 37 800 рублей с вентиляцией передних кресел. Мягкая поверхность искусственной замши при «минусе» за окном больше понравится «пятой точке», да и в поворотах эти шершавые вставки держат седока лучше, исключая скольжение из стороны в сторону. Из многочисленных полезных мелочей, коими славятся чехи в рамках концепции умных решений Simply clever, хочется похвалить выскакивающие при открывании дверей прорезиненные накладки для защиты краски и металла от повреждений. Они хороши не только в теории, но и на практике!
Некоторые владельцы «Кодиаков» жалуются, что эти механизмы замерзают и иногда не срабатывают или ломаются. В нашем «медведе» таких проблем не было, и пару раз накладки действительно защитили двери на забитой машинами парковке гипермаркета. Промах чехов внезапно обнаружился там, где этого не никак ждали. На почти новой машине хромированные молдинги передних дверей, идущие вверх от зеркал по рамкам стёкол, уже то ли зацвели, то ли начали облезать, портя внешний вид. По мнению дилеров, так хром реагирует на шампунь на автомойке. И если они не признают этот распространённый дефект гарантийным случаем, а Skoda не устранит его, то за каждый такой молдинг периодически придётся выкладывать минимум по 2500 рублей!
Из перечня оснащения, коим может похвастать наш Kodiaq, увы, нет ничего, что может удивить, впечатлить, и что не встречается у конкурентов. Электрорегулировки водительского кресла с памятью настроек удобны для машины, которой по очереди управляют несколько человек. Бесключевой доступ тоже классная штука. Только мог бы срабатывать лучше. Возможно из-за садящейся батарейки в ключе «медведь» порой закрывался с 3-го или даже с 5-го прикосновения к ручке двери в месте расположения сенсора. Но открывался всегда сразу. Дорогая опциональная мультимедиа Columbus отлично звучит с акустикой Canton c 9 динамиками и сабвуфером, и у неё хорошо работает навигация.
Да и с Hands free всё гладко и чётко. А вот с тем, что касается более глубокого взаимодействия со смартфоном, бывают проблемы. Например, отображение экрана «айфона» на своём дисплее через SmartLink + и чтение вслух сообщений с месседжеров периодически вызывает подвисания системы. А потом и нежелание ею пользоваться. Особо отметить стоит разве что адаптивный круиз-контроль, который неплохо себя показал при езде по пробкам. Впрочем, и он не идеален. После полной остановки машины впереди, если Kodiaq задействовал тормоза, то сам движение он потом уже не начнёт. И автоматический ручник тут не при чём. Чтобы продолжить ползти по пробке, необходимо коснуться педали газа.
Честно говоря, каких-то откровений от технической «начинки» паркетника, настроенной на «золотую середину» между комфортом и лёгкой спортивностью, в городе не ждёшь. Да их, в общем-то, и нет. К оптимальной как для спокойной, так и для динамичной езды подвеске со стойками McPherson спереди и многорычажкой сзади был только один вопрос – «как поедет по нашим неидеальным дорогам?». В целом ходовая прошла это испытание. Кренов и раскачек почти нет, энергоёмкости хватает, а редкие пробои носят характер наказания водителю за лишнюю спешку на «лежачих полицейских». К по-фольксвагеновски настроенным тормозам, и рулю с усилителем в городе претензий нет.
Да и к наиболее востребованному на нашем рынке слаженному тандему из 180-сильной «турбочетвёрки», которой более чем хватает для обгонов и ускорений в мчащем по улицам и шоссе плотном потоке машин, по большому счёту тоже. При -15° и более за бортом двигатель заводится с полоборота. Вот только 95-ый бензин пьёт с той же жадностью, что и на Майорке. Расход топлива по городу превышает паспортные 9 л/100 км минимум в 1,5 раза. С одной стороны 13-15 л/100 км это не такой уж мало. А с другой - большой в общем-то машине с полным приводом и массой около 1.7 т, и к тому же по пробкам зимой, пожалуй, простительно. Да и отрабатывает выпитое кроссовер честно - едет бодро.
По итогам недельного сити-теста самого популярного в России «Кодиака» выяснилось, что этот паркетник, увы, не идеален. У него есть свои нюансы и недочёты, которые, впрочем, критичными не назовёшь. Этот «медведь» так же, как и жару испанского лета, без проблем переносит наш суровый климат, хорошо заботится о своих пассажирах, обогревая их в морозы, оберегая, и развлекая. А для мегаполиса он подходит не больше и не меньше, чем другие крупногабаритные кроссоверы. Так что если вы привыкли к просторным семейным машинам и ищете себе вместительного проходимца, то Kodiaq – достойный претендент на эту роль. Хотя жителям районов с тесными дворами и улицами лучше присмотреть что-то покомпактнее.