Найти в Дзене
newstework.tv

"Не может МОЗ и вся система здравоохранения существовать отдельно от страны ", - Комаровский

Реформа здравоохранения не сможет быть успешной без надлежащей законодательной и материальной базы, которой в Украине, к сожалению, пока что нет.

Такое мнение относительно проводимой правительством реформы здравоохранения высказал детский врач Евгений Комаровский в интервью изданию Новое время.

"У меня сложное отношение к нынешней реформе украинского здравоохранения. С одной стороны, ее шаги правильные и давно назревшие, но совсем не подкреплены юридически, экономически и информационно… Очень много нынешних взвешенных начинаний Минздрава не могут быть реализованы из-за дефицита средств", - сказал педиатр.

При этом он отметил, что для качественных изменений в отечественной медицине  необходима последовательность всех чиновников: которые есть сейчас, и которые придут после выборов, и тех, которые придут за теми, которые придут после выборов.

"Я бы очень хотел услышать  подтверждение власти на следующих выборах, что реформа медицины не имеет обратной силы. Вдруг придет опять ярый опытный чиновник, который восстановит совковую медицину и будет нам рассказывать, какая она уникальна. Прежде всего, я очень боюсь именно этого. Поэтому да, мы движемся в правильном направлении, но скользкой дорогой. Идем голые и босые, а шансов достичь цели у нас немного. Кроме того, уцелевшие и те, что отправились в путь, периодически сомневаются, а надо им по этому пути ходить?", - рассуждает Комаровский.

"Не может МОЗ и вся система здравоохранения существовать отдельно от страны, она живет по ее законам. Например, вы - пациент, который приходит ко мне с пневмонией. И я говорю - это воспаление легких, его нужно лечить вот этими лекарствами. Но у меня нет денег на эти лекарства, а если есть, то это лекарство в аптеке поддельное. Вот и реформируйте на здоровье. Все говорят правильные вещи, но в стране нет денег на лекарства и хороших врачей, нет действующего закона, который строго наказывает за фальсификацию медицинских препаратов", - говорит детский врач.

По его словам, нынешняя инициатива МОЗ о выборе собственного врача уже проблемна, не успев начаться: "С апреля, по замыслу реформаторов, нам всем придется подписать декларации со своими врачами. Однако справиться с этим за время, оставшееся до парламентских выборов, - нереально. Я попытался сделать это в своем городе Харькове. Знаю доктора, которого уважаю и вижу своим врачом. Но в нынешних списках нет ни его поликлиники, ни его фамилии. То есть этого я сделать не могу. Почему? Не знаю. Но если так работает система в Харькове, то в маленьких городах - еще хуже".

Комаровский убежден, что многие люди, требуя европейскую медицину в Украине, часто даже не понимают, чего они хотят. Поэтому, прежде всего, необходима информационная кампания, которая разъяснит людям стандарты европейской медицины, при которых, к примеру, врач практически никогда не приезжает на дом при высокой температуре.

Также, по его словам, пришло время украинским врачам уже переходить на лечение по международным протоколам, и лишь изредка пользоваться локальными.

"У нас есть своя, украинская национальная медицина с "фуфломицинамы" и оксолиновой мазью, то отличается от глобальной мировой, основанной на доказательствах и исследованиях. Украинские врачи редко лечат по международным протоколам, говорят о необходимости локальных. Но локальные протоколы в большинстве случаев не нужны. Например, есть протокол оказания амбулаторной помощи в педиатрии. Пришли родители с жалобами. Исходя из характера жалоб следует конкретный протокол обследования и конкретные действия по его результатам. Эти протоколы универсальные и единые для всего мира. Все на свете педиатры на высокую температуру ребенка или атопический дерматит реагируют одинаково. Другое дело, медицина стационарная: инфаркт, онкология, когда мы просто вынуждены через нашу бедность придумывать местные правила помощи, потому что государство не может выделить средств на такой протокол. В 5% случаев важные локальные протоколы, учитывающие экономические возможности государства, наличие лекарств от местных производителей, и другое. Во всех остальных случаях действия врача в Украине не должны отличаться от действия и назначений врача в другом конце света", - абсолютно убежден Евгений Комаровский.

По его словам, при нынешней ситуации с медициной, не стоило бы отказываться от "скорой помощи" в привычном ее виде.

"Отказаться от скорой помощи в ее нынешнем виде, - преступление. Должен появиться семейный врач, который знает: если его пациент с температурой или высоким давлением обратится не к нему, а в скорую, то он не заработает своей части денег. Нужно вырастить нормальных парамедиков, способных сделать все возможное, чтобы спасать жизни в экстренных случаях. Только тогда можно убрать "скорую" в нынешнем ее виде", - отметил врач.

Также Комаровский дал крайне негативную оценку вакцинации в стране. По его словам, необходимо пропагандировать не только обязательную вакцинацию детей, но и взрослых: "Я крайне недоволен ситуацией с вакцинацией в стране, проблемы не прекратились. По отдельным позициям до 40% населения не привиты. Мы много говорим о детях, а какой процент взрослых привит от дифтерии? В лучшем случае 1%. Нам до сих пор везет, что в Украине циркулируют дифтерийные палочки со слабым токсином. Но стоит сюда прилететь человеку из Йемена, Бангладеш или Венесуэлы, где существует реальная эпидемия дифтерии и распространяется высокотоксикогенная дифтерийная палочка, все может измениться мгновенно. Утешает только, что, если подобная эпидемия рванет в Украине, все соседние цивилизованные страны будут поставлять нам сыворотку, чтобы обезопасить себя".

"Отсутствие коллективного иммунитета от таких болезней - проблема национальной безопасности. Но у нас в стране нет органа, который занимается национальной безопасностью. Тот, который есть, занят чем-то совершенно другим", - говорит педиатр.

По его мнению, в стране также не работает комплекс профилактики и раннего мониторинга заболеваний: семейный врач должен рассказывать пациентам, что обследования и процедуры нужно пройти в 30, 35, 40 лет, чтобы не болеть, ему должно быть выгодно послать вас на раннюю диагностику.

"Семейный врач должен понимать: если вы будете гипертоником, то начнете ходить к нему десять раз в месяц за те же деньги. Но они так не умеют работать. Наши медицинские вузы научились выпускать врачей для этой "национальной" медицины, где медработник живет не за счет умения хорошо лечить, а за счет своего пациента", - сказал врач.

"Ульяна Супрун - непонятная мне. При всех ее добрых начинаниях у нее огромная проблема с коммуникациями. Она каким-то образом умудряется настроить против себя 90% населения. Если ты министр, публичная фигура, работай с обществом аккуратно. Не понимая тебя, не доверяя тебе, оно не будет доверять тому разумному и правильному, что ты делаешь", - резюмировал Комаровский.