Найти тему

Общественная палата: в «Зимней вишне» виновато правительство

Сегодня специалисты полутора десятка ведомств определяют причины произошедшего в торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в Кемерово, но до официального вердикта уже звучат версии. Так член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси Всеволод Чаплин уверен, что виновники произошедшего – экономисты правительства. И даже называет конкретные имена.

– Есть проблема, возникшая на уровне федерального законодательства и, судя по всему, одна из центральных. Между прочим, об этом говорил пока лишь только президент на совещании. Он отметил налоговые каникулы. Но, похоже, проблема не в налоговых каникулах, а в каникулах надзорных, – рассказывает Всеволод Чаплин. – Как известно, в июле 2015 года был принят закон №946-ФЗ, который освободил от пожарного надзора на три года все субъекты малого бизнеса за исключением, цитирую, «эксплуатирующих опасные производственные объекты первого или второго класса опасности».

По словам эксперта, этот законопроект был внесён правительством, проведён через Думу и Совет Федерации меньше, чем за месяц, причём, некоторые ключевые решения принимались буквально в один день. Согласно опубликованным в базе данных Госдумы документам, представителем правительства при рассмотрении этого законопроекта в Госдуме и Совфеде был назначен статс-секретарь Минэкономразвития господин Фомичёв.

– Значит, в этом ведомстве законопроект и разрабатывали, – делает выводы Всеволод Чаплин. – Получается так, что, с одной стороны, от проверок пожарного надзора освободили всё, что могло быть идентифицировано как малый бизнес, а с другой стороны, определились лазейки, которые позволили юридически разделить большие предприятия на несколько малых бизнесов.

Мы видим большой ТРК, а на самом деле в нём соседствуют пара десятков разных юрлиц, эксплуатирующих одно и то же здание. Вот и получилось так, что появление представителей госпожнадзора в таком центре в своё время приняли чуть ли не противозаконно. Я в этом усматриваю не только лоббизм со стороны бизнеса, но и идеологизированный подход экономического блока правительства, который почему-то считает, что проверки бизнеса – это плохо, а полная свобода – хорошо. В итоге приходится учиться на страшных ошибках.
-2

В свою очередь, управляющий адвокатским бюро «Матюшенко и партнёры» Антон Матюшенко, считает, что сегодня важнее всего установить причину возгорания.

– Если мы имеем дело с поджогом, то есть с умышленными действиями, например, террористическим, тогда виноват преступник, то есть то лицо, которое совершило поджог, и его пособники. Также, обязательно должны быть изучены действия лиц, ответственных за действия в случае чрезвычайных ситуаций: охрана, спасатели, полиция и так далее. Должна быть проверена работа пожарной сигнализации и причины её отказа. Обязательно должен быть рассмотрен вопрос о возможной халатности, неисполнении своих обязанностей надзорными службами, которые ответственны за контроль работоспособности систем пожарной сигнализации и пожаротушения, зон эвакуации, – говорит юрист. – Если рассматривать версию неумышленного поджога, а самопроизвольного возгорания, например, короткого замыкания, то в этом случае проверяются все те же действия, как описано выше, кроме того, что касается поджога.

Обязательно в таком вопросе рассматривается зона ответственности между собственником здания, арендатором площади, на которой произошло возгорание.

Антон Матюшенко отмечает, что обычно в договорах аренды помещений предусмотрен пункт о распределении ответственности между арендодателем и арендатором. По общим правилам, арендатор обязан содержать помещение в надлежащем виде и использовать помещение по назначению. Арендодатель как правило отвечает за содержание зон общего пользования и здания в целом. Также в договоре аренды существует пункт о том, что арендодатель передает в пользование арендатору помещение в надлежащем и безопасном виде, снимая с себя тем самым ответственность.

– В данный момент можно привести много версий и вариантов возгорания, но правильнее всего дождаться результатов расследования, – уверен эксперт.

Напомним, пожар, во время которого погибли 64 человека, случился в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» 25 марта. Возгорание началось на четвертом этаже здания и быстро распространилось по всему этажу. Пожарная сигнализация в этот день не сработала. Часть жертв не смогла покинуть здание из-за того, что пожарные выходы оказались заблокированными. Сейчас под стражей находятся пять человек: сотрудник компании «Системный интегратор» Александр Никитин, генеральный директор ТРЦ Надежда Судденок, технический директор ТРЦ Георгий Соболев, охранник ТРЦ Сергей Антюшин, директор компании, обслуживавшей пожарную сигнализацию в ТРЦ, Игорь Полозиненко.