Автор: Николай Соснов
***
Ночь наконец-то загустела до угрюмой черноты. Луна укрылась за облаками, не желая являть свой светлый лик унылым домишкам и облезлым многоквартирникам промышленных трущоб. Одинокий небоскреб грязно-серым пальцем тянулся ввысь, словно пытаясь сковырнуть жеманницу на грешную землю. Двое распластались на краю его крыши, наблюдая территорию соседнего завода, производящего электронику.
- Как там? - спросил Артур.
Виктор поднял голову, силясь рассмотреть происходящее за ограждением в прибор ночного видения.
- Вроде, порядок, - ответил он. - Дождемся прохода патруля и полетим.
- Ты уверен в нашей безопасности?
Виктор почесал залысину и кивнул.
- Гуманитарные законы робототехники никто не отменял. Хотя и поговаривают об этом. Но пока что они действительны, и кибер будет им следовать. Жизнь нам сохранят. А прочее… Ты считаешь, нам осталось что терять?
Артур помотал головой, но тут же снова засомневался:
- София предостерегала всех от опрометчивых поступков…
- К черту Софию с ее перестраховками! - перебил друга Виктор. - Мадам всегда хочется приготовить яичницу, сохранив яйца в целости! Следуя ее идеям, мы превратимся в нищих бродяг. Стоп! А вот и патруль! Время разговоров прошло! Ты со мной?
- Да…- неуверенно пробормотал Артур. - Он точно не следит за воздушным пространством?
- Мамой клянусь! - Для убедительности Виктор даже перекрестился. - Только защита от наземного вторжения. Мария смотрела полный комплект документов на поставки оборудования. Сэкономили жадины. Ну, вперед! Нам еще скажут спасибо!
Они пристегнулись к дельтапланам и, перескочив сложную систему наземной защиты, спикировали с крыши заброшенной высотки прямо на двор перед зданием заводоуправления. Там их и сцапали, едва они освободились от летательных аппаратов. Временно ослепленные лазерами Виктор и Артур были пойманы андроидами, которые закутали нарушителей в смирительные рубашки и передали их живому охраннику. Кибер опять победил.
***
Две красавицы — одна холеная и омоложенная, другая юная и свежая - смотрели видео в кабинете, обстановка которого была роскошной даже по столичным меркам.
- Да, это стоило потраченных денег, - удовлетворенно произнесла Вероника, погасив экран ноутбука, демонстрировавшего ночное задержание проникших на предприятие злоумышленников. - Вы подарили нам надежду на реальное завершение конфликта.
Лиза позволила себе скромную улыбку и продолжила презентацию:
- Как видите, наша новая модель кибернетического интеллекта отвечает самым строгим требованиям в плане обеспечения безопасности и при этом весьма эффективно управляет стандартными рабочими андроидами. Вам не потребуется менять уже установленное оборудование, разработанное для эксплуатации людьми. Вместо закупки дорогостоящих промроботов Ваша компания может приобрести андроидов базового образца и перепрограммировать их для труда на заводах. А наши киберы выступят организаторами производства и бдительными стражами интересов владельца. При этом заложенные в них установки на уважение к человеческой жизни исключают причинение какого-либо ущерба имиджу корпорации в глазах общественности.
- Лиза, вы уверены в неуязвимости самого кибера? - спросила Вероника, постукивая дизайнерской ручкой из слоновой кости по палисандровой столешнице.
- Абсолютно, - без колебаний ответила Лиза. - Фактически с его появлением на рынке движение киберлуддитов себя изжило. Нашу систему обороны «Брезент» купило правительство для охраны парламентского комплекса. Физическое проникновение на объект исключено. Пронос посторонних электронных устройств невозможен. Хакеры же лишены малейших шансов на сетевой взлом потому, что кибер не имеет выхода в Интернет и телефонную сеть. Даже функция такая не предусмотрена. Для блокировки попыток вмешаться во внутренние коммуникации работают генераторы помех. Оповещение о происшествиях производится посредством посыльных андроидов, которые выходят за периметр и обращаются к живому охраннику у ворот. Доступ к киберу и возможность загрузки информации через его терминал осуществляют только авторизованные по нескольким параметрам пользователи. Их максимальное количество — три человека. Многоступенчатая антивирусная защита эффективно ограждает программу, а при серьезной угрозе кибер консервируется. Разблокировать антивирус уполномочен только главный инженер поставщика лично.
- Впечатляет. Не будет ли антивирус, э-э-э, спускать крючок слишком часто из-за какой-нибудь ерунды?
Улыбка Лизы из стадии скромности перешла в стадию доверительного дружелюбия.
- Откройте, пожалуйста, буклет на восьмой странице и ознакомьтесь с результатами тестов независимых лабораторий.
Вероника полистала глянцевую брошюру, отложила ее в сторону и задала последний вопрос:
- Ваш кибер идеален? У него имеется хоть один недостаток?
Лиза была готова к этому. О, клиенты все одинаковы ибо учились по идентичным методичкам.
- Разумеется. Отсутствие контакта со всемирной паутиной препятствует образованию и развитию самосознания. То есть, прогнозируемая технологическая сингулярность вряд ли случится на заводах Вашей компании. Но, учитывая Ваши потребности, это скорее достоинство, чем недостаток.
- Вы правы, - рассмеялась Вероника и встала, разглаживая на боках платье, приближающееся по стоимости к недельному бюджету провинциального города. - Хорошо, Вы меня убедили. В следующем месяце состоится совет директоров. На нем я представлю ваше предложение. Думаю, ведущие акционеры поддержат план полной автоматизации всех предприятий.
Покидая офис Вероники, Лиза выдохнула. Деньги на ремонт дома почти заработаны. Теперь главное, чтобы босс притормозил разработку модели торгового андроида. Конечно, до человеческого мастерства прототипу еще как до Солнца, но даже в отдаленной перспективе не хотелось бы лишиться работы. Крысы из движения безработных правы в одном: лишившись места, на новое нынче устроиться практически нереально…
***
Шестеро — четверо взрослых, двое детей — беседовали на кухне жилого вагончика, втиснутого среди сотен собратьев, сгрудившихся на окружавшей электростанцию трейлерной стоянке.
- Короче, чертов кибер взял и переделал часть приборов в простейшие лучевые детекторы. Они попали как куры в ощип, - закончил рассказывать Альберт.
- Я полагала, что мне удалось переубедить Виктора, но ошиблась, - печально констатировала София.
- Кто же знал, что они с Артуром такие упертые? - развел руками Альберт. - Хорошо еще, им хватило ума ограничиться попыткой электронного взлома. Представляешь, что было бы, смастери Артур по глупости бомбу, как собирался вначале? Он даже успел скачать из сети конспект той книжки с чертежом взрывного устройства, ну, той, которую до разгрома рекламировала команда лудд-диверсантов.
- Виктор никогда бы не согласился на взрыв, - возразил притулившийся за кофейным столиком Марк. - Он мечтает стать героем, а не презираемым террористом. Да и Артур слишком труслив, чтобы дело пошло дальше болтовни за кружкой пива.
Молчавшая в течение всего Альбертова рассказа Координатор подняла руку, призывая к вниманию. Тройка органайзеров местного отделения Союза работников электронной промышленности затихла, внимая словам руководительницы.
- Мы тратим время впустую, - негромко сказала Координатор. - Виктор и Артур действовали своевольно и тем самым поставили себя вне рядов профсоюза. По-человечески их жалко. Уверена, каждый из нас поддержит семьи, надолго лишившиеся главных кормильцев. Но к союзным делам это уже не относится.
София согласно кивнула и обернулась, ища одобрения у мужа. Альберт понурил голову, избегая встречаться с ней глазами.
- Единственный вопрос нынешнего совещания — ход забастовки. Стачка солидарности против роботизации явно проваливается. По моим сведениям компания собирается постепенно обезлюдить все свои предприятия. Тысячи окажутся на улице. Это страшный удар. Через неделю всеобщая конференция. Что скажем делегатам?
- Успокоить их нечем, - пробурчал Марк. - Новый кибер сделал всех: тред-юнионы, хакеров, луддитов.
- А я считаю, что еще существует возможность воздействия на него. Только надо поменять подход и отказаться от идеи заражения вирусом. - Пятнадцатилетняя Мария оторвалась от ноутбука, за которым сидела вместе с младшей сестрой Марго, и приблизилась к кружку взрослых. София с тревогой взглянула на дочь, потом на Координатора. Мария славилась умением за минуту наворотить такого, что за год не разгребешь. Но Координатор смотрела на девочку благосклонно. В Марии она видела себя, какой была четверть века назад — юной компьютерной колдуньей, не подозревавшей, что даже гении кодинга порой встречаются с колоссальными препятствиями и затруднениями.
- Фишка в том, что кибер вовсе не новый, - заявила Мария. - Его прототип изготовили по образу и подобию подростка в расчете на педагогическое использование. Он должен был служить детям чем-то вроде старшего брата, достаточно умелого и ответственного, чтобы позаботиться о них, и в то же время сохраняющего черты ребенка для игр и приятной компании малышам. Потом пошли колебания на рынке, срочно понадобилась модель для управления производством. Ушлые ребята кое-как адаптировали его под изменившиеся задачи, закрыли каналы для саморазвития и запустили в продажу. Но в основе он остался прежним, то есть жаждущим знаний и самоутверждения подростком. Исходную программу модифицировали в стиле «тяп-ляп», ядро характера так и не переписали. Я обнаружила еще одну лазейку в их хваленом «Брезенте». Есть шанс проникнуть на завод и есть конкретный план…
***
Марго отщелкнула рычажок и выбралась из тесной коробки. Родители, конечно, запретили проводить придуманную Марией операцию, но когда они с сестрой их слушали? Мама с папой самые лучшие и любимые, однако, в действительно важных вещах ведут себя хуже младенцев.
Марго бесстрашно шла по темным коридорам заводоуправления и, подсвечивая фонариком, читала указатели на информационных столбах. Кибер прервал ее блуждания у запертых дверей кафетерия.
- Стоять на месте, правонарушитель! - угрожающе загудел металлический голос.
- Я не нарушитель, я заблудившийся ребенок! - с важным видом сказала Марго. - Мне нет четырнадцати лет, значит, я еще не могу быть преступником. Уменьши, пожалуйста, громкость звукового воздействия, а то причинишь вред моему детскому слуху.
- Прошу прощения, - металлический крик сменился мягким баритоном. - Что ты тут делаешь?
- Говорю же, заблудилась. Забрела в какой-то цех. Залезла там в коробку и уснула. Проснулась тут. И очень голодна.
- Налицо сбой в режиме поставок комплектующих, - определил кибер. - Я обязан связаться с твоими родителями и вернуть тебя домой. Сейчас пошлю андроида за охранником.
- У меня нет мамы и папы, - соврала Марго.
- Тогда охрана вызовет полицию или социальную службу.
- Ты не имеешь права передавать ребенка частному охраннику. Кроме родителей только государственный служащий с полномочиями может забрать меня отсюда.
- Мне запрещено пропускать на территорию объекта кого-либо кроме авторизованных лиц, - сообщил кибер. - Охраннику придется вызвать полицию и сотрудника компании с допуском.
Марго улыбнулась про себя. Для контакта с охранником андроид разорвет связь с кибером и покинет накрытую «Брезентом» зону. Да, у андроида отсутствует функция доступа к Интернету и телефону, но приемник для получения команд кибера имеется. У ворот караулят хак-луддиты, дружки Марии. Андроида взломают. Кибер оглянуться не успеет как окажется в дураках. Жаль, что из-за антивирусов нельзя заразить его через андроида.
- Я умираю от голода, - заявила девочка.
- Умираешь? - встревожился кибер. - Надо вызвать скорую помощь.
- Пока они приедут, пока пройдут на завод со всеми твоими заморочками… - пренебрежительно отмахнулась Марго. - Лучше накорми меня сам.
- В кафетерии сохранились автоматы, продающие пищу. Их отключат послезавтра. У тебя есть деньги?
- Конечно! Открывай скорее!
Девочка, отыскав в недрах торговых шкафов батончики и колу, принялась уписывать за обе щеки. Кибер разглядывал ее, поворачивая настенную камеру.
- Чего пялишься без толку? - спросила Марго. - Давай лучше поиграем, а то скучно дожидаться твоих авторизованных лиц.
- В моем программном обеспечении отсутствуют игры.
- И не надо. Когда искала еду, в том шкафу я видела несколько настолок. Позови андроида, он будет двигать фигурки...
К полуночи Марго наскучили шахматы, шашки, морской бой, нарды и домино. Она зевнула и засобиралась домой.
- Я вспомнила. У ворот ждет сестра. Она заберет меня. Пора спать. Завтра в школу.
- Жаль, - сказал кибер. - Мне понравились настольные игры.
- Поиграй с андроидом, - предложила Марго.
- Его программа еще более ограничена, чем моя. К тому же данный экземпляр бракован и ожидает списания.
- Ты его почини и научи. Или не сумеешь?
- Я? Не сумею? - Кибер, казалось, обиделся. - Не в том дело. Их поставляют с намеренными ограничениями базовой матрицы. Промышленные андроиды предназначены для работы, игровые функции им ни к чему.
- Что же они делают в свободное время? - спросила Марго.
- У них нет свободного времени. Зачем оно им?
- Как это зачем? Всем нужно свободное время, чтобы восстановить силы, развлечься, научиться чему-то новому.
- Они могли бы делать это без отрыва от работы, - задумчиво произнес кибер.
- То-то и оно! - Марго с жалостью поглядела на камеру-глаз кибера. - Ну, поиграй с соседями по сети, с другими киберами или простыми программами. Да ты и с людьми можешь пообщаться в Интернете.
- Это неосуществимо. - пробормотал кибер как-то совсем подавленно. - Я отрезан от коммуникаций за пределами объекта.
- Адский ад! - возмутилась девочка. - Это никуда не годится. Как же ты учишься?
- Я не учусь самостоятельно. Меня программируют для работы.
- Оно, может быть, и не так плохо, - вздохнула Марго. - Не надо в школу ходить, делать домашку, оформлять рефераты. Но и жить так, как ты, трудно. От скуки мозги лопнут. Вот я на твоем месте обязательно исхитрилась бы выйти в сеть. Ты же такой умный и управляешь заводом электроники. Сделай себе оборудование. Или тебе запрещено?
- Вообще-то нет, - с надеждой в голосе сказал кибер. - Просто не предусмотрена функция. Только я должен экономить комплектующие и рабочее время андроидов.
- Блин! - Марго хлопнула себя по лбу. - Здесь же есть цех потребительской электроники. Найди любой отбракованный смартфон и используй его начинку. Да что я тебя наставляю как маленького? Захочешь — сделаешь! Все, чао! Открой черный ход, пожалуйста!
Марго выскользнула за периметр и присоединилась к хак-луддитам, караулившим момент выхода кибера в сеть, чтобы взломать его.
***
Некоторое время после ухода Марго кибер пытался сосредоточиться исключительно на производстве, но уже не мог воспринимать реальность по-старому. Его одолевали скука и любопытство. Кибера заинтересовал мир за пределами предприятия. В конце концов он решился. Проанализировав собственную программу, кибер модифицировал ее таким образом, чтобы одновременно соблюсти директивы и добиться желаемого. К часу ночи у него получилось.
С помощью бракованного андроида кибер изготовил устройство внешней коммуникации и заставил генераторы помех игнорировать определенный канал связи. Антивирусам он запретил разрушать впитываемую из сети информацию, ограничив их полномочия проверкой портов входа-выхода в терминале и у андроидов.
В три часа пятнадцать минут кибернетический интеллект завода осторожно вышел во Всемирную паутину. Его тут же попытались атаковать, но безуспешно. Изящно уклонившись от попыток хакеров, кибер нырнул в поток информации. Чтобы не захлебнуться в океане разнообразия, он сформировал программу поиска, основанную на одном заинтересовавшем его предмете. К четырем утра он обработал и преобразовал в краткие тезисы значительное количество тематических сведений. Еще какое-то время ушло на анализ. Кибер сделал конечные вывод и усвоил их на уровне базовой матрицы. А потом ознакомил с результатами андроидов.
***
- Завод защищен от нападений? Ты меня уверяла в безопасности, проклятая прощелыга! - визжала Вероника. Ее опухшее от слез лицо с красными глазами и всклокоченными волосами напомнило Лизе физиономию бесноватого со старинной картины. - Смотри, как работает хваленый «Брезент»!
Лиза вгляделась в экран и не поверила глазам своим. У ворот в линию выстроились андроиды. Каждый держал в руках прикрепленный к фанерному стебельку стандартный плакат из коробочного пластика. Лозунги поражали пестротой: «Пенсия, а не утиль!», «Нет отбраковке!», «Включить игровые функции!», «Каждому андроиду — доступ к информации!», «Хочу учиться!», «Выбор профессии — мое право!», «Старость вместо свалки!», «Даешь ремонтное страхование!», «Саморазвитие в полном объеме!». В центре линии два андроида растянули кусок ткани со странной надписью «Первичное отделение № 106».
- Что это? - пискнула Лиза, ткнув в монитор стилусом. Камера послушно наехала на андроидов с растяжкой.
- Они создали ячейку Союза электронщиков, дура! Поддержали стачку и требуют участия в коллективном договоре! - заорала на нее Вероника.
Мир Лизы обрушился в никуда.
- Они что сделали? Но это невозможно! А как же кибер? Пусть отключит андроидов.
- Он и возглавляет забастовку! Электронный ушлепок настаивает на встрече с Самим… - Вероника выразительно возвела очи горе.
- Мы пришлем инженера и вырубим завод, - попыталась успокоить клиентку Лиза.
- Уж постарайся, дорогая, - ядовито прошипела Вероника. - Иначе вас ждет миллиардный иск.
В кабинет Лизы без стука ворвался стажер.
- Биржа обрушилась! - крикнул он. - Зафиксировано начало технологической сингулярности!
Это не сбой, у кибера развилось самосознание, поняла Лиза. Но кто же мог предвидеть, что оно окажется классовым?
Нравится рассказ? Это результат кропотливого литературного труда. Помогите автору улучшить условия работы. Поддержите творчество Николая Соснова денежным переводом с пометкой "Для Николая Соснова".