Найти тему

Пианистка о таланте и усердии в профессии

ГУиР поговорил с Юлией Мельниковой, пианисткой, лауреатом международных и российских конкурсов и преподавателем фортепиано, о таланте и труде в профессии музыканта.

-2

— Юля, расскажи, как ты совмещала получение общего образования, то есть изучение обычных предметов, с образованием музыкальным.

— Музыкальный колледж очень органично совмещает в себе общеобразовательную и специализированную музыкальную учебную программы. Очень удобно, что ты в одном месте получаешь все необходимые знания. И не приходится ездить в различные учебные заведения в разных частях города.

-3

— Музыкант — это одна из немногих профессий, на которую надо учиться с раннего детства. Были ли у тебя сомнения при выборе пути? Не было ли мыслей все бросить?

— Тяжело заставить человека полюбить музыку насильно. Можно, конечно, направить ребенка в детстве, показать ему что-то, познакомить с волшебным миром искусства. Но решать за него нельзя. Ведь профессия музыканта — это очень трудный путь. Здесь нельзя халтурить, поэтому ребенок должен быть ответственным и способным на полную самоотдачу. Заниматься нужно много и ежедневно — конечно, это подходит не всем.

Сомнения были и у меня, особенно в периоды неудачных выступлений на конкурсах. Как бы хорошо ты ни был подготовлен, может произойти всякое. В такие моменты особенно важно, чтобы тебя поддерживали близкие. Потому что со временем ты все равно осознаешь, что это жизнь, и в ней бывают взлеты и падения. И если ты упал, это нестрашно. Нужно просто вставать и идти дальше, постоянно ставить новые цели и добиваться их.

— Я знаю, что ты сейчас преподаешь в Уфимской государственной академии искусств, на кафедре специального фортепиано. Расскажи немного про своих учеников. Трудно ли им дается выбранный путь?

— Все они талантливые и очень разные. К каждому нужен отдельный подход. Я стараюсь видеть в каждом ученике, даже самом маленьком, личность. Они это чувствуют и оттого становятся ответственнее, стремятся вперед. Это очень важно. Большинство моих учеников, окончивших колледж, продолжают обучение в музыкальных вузах республики и России.

Мне доводилось поддерживать и направлять своих учеников в сложные для них жизненные периоды, когда они сомневались в выборе профессии и не хотели продолжать.

Ребенку всегда нужен совет взрослого, мудрого человека, необходимы поддержка и доброе слово. Главное — дать понять, что такое может случиться с любым и не ему одному трудно. Тяжело в любой профессии, и каждая профессия требует труда.

-4

— Можно ли попасть в музыкальное училище или вуз без таланта, но при очень большом упорстве и старании?

— Талант, в принципе, и состоит из упорства и старания. Это накопительное понятие. Можно любого человека в любом возрасте научить играть на любом музыкальном инструменте. Вопрос — насколько хорошо он будет это делать в итоге. Способности бывают врожденные, но бывают и приобретенные. Можно развить в себе любую способность, если много трудиться.

То же самое и с музыкальным слухом — это такая же мышца, которую можно «накачать».

Педагоги развивают его у детей крупица за крупицей. И многое зависит от самих ребят. Мне кажется, поступить в музыкальное училище без таланта можно, а вот без упорства и старания — нет.

— Бывает такое, что студенты других вузов несерьезно относятся к музыкантам? Говорят, что ничего сложного нет в обучении в Академии искусств?

— Да. Люди не имеют даже приблизительного представления о степени нашей нагрузки и конкуренции. Мне кажется, не музыканты и не поймут. Заниматься специальным предметом (в моем случае это фортепиано) нужно каждый день, и в праздники, и в выходные. При этом у нас есть и лекции по психологии, философии, языкам.
Но почти все время отнимает специальность. Бывает, что и по десять часов в день приходится заниматься. Невозможно долго ничего не делать, а потом за неделю все выучить. В нашей профессии это физически невозможно.

Беседовала Александра Ариткулова