Найти в Дзене
Жилье в Петербурге

Краткий обзор жилого фонда Петербурга. Конструктивизм ("Кировки")

Следующий после «старого фонда» отчётливый культурный слой в архитектурном пространстве жилого Петербурга оставил стиль конструктивизма, в нашем обиходе называемый – «кировки».

Просторечие связано с эпохой руководства городом Сергея Мироновича Кирова – одного из харизматических людей, чьё образование и опыт жизни представляли собой атомную смесь из классического дореволюционного гимназического образования, творческой активной натуры, и исключительной веры в светлое будущее пролетариата.

1 декабря 1934 года С.М.Киров был убит в коридорах Смольного выстрелом в затылок по не выясненным до сих пор причинам. Но он успел внести ауру своей мятежной души в энергетику Петербурга (тогда - Ленинграда). Эта личность дала мощный толчок массовой строительной кампании, в коей развернулась творческая душа архитекторов и строителей.

Что такое стиль «конструктивизм»?.

Символом этого направления в архитектурном искусстве стала Эйфелева башня в Париже, в облике которой на первое место поставлена красота самой конструкции и полностью отсутствуют разные декорирующие и украшающие детали.

Жилые постройки в этом стиле проектировались с акцентом в первую очередь на функциональность здания. Учитывались хорошая освещенность и проветриваемость помещений и их практическое назначение.

При этом внешне вся красота заключалась только в гармонии пропорций и геометрических форм. Простые геометрические формы под серым Питерским небом.

Планировки жилых помещений нацелены на обобществление социалистического (коммунистического) быта. Т.е. все «интимные» процедуры должны были происходить в общественных местах – общие кухни для приготовления еды (или вообще отсутствие кухни – вместо неё одна фабрика-кухня на жилмассив), вместо душа или ванны – общественная баня.

Большое внимание уделялось благоустройству территории вокруг жилых помещений – это должен был быть «город-сад» из светлого будущего.

По качеству и местоположению постройки этого периода делятся на две категории: дома для специалистов и дома для пролетариата.

Для пролетариата было выстроено несколько жилых кварталов («жилмассивов»), территориально они располагаются в непосредственной близости от центральной части, но на окраинах: жилмассив на Тракторной улице и Серафимовский городок (район Нарвской заставы), Палевский жилмассив и жилмассив рабочих текстильщиков (район Невской заставы), Бабуринский жилмассив и городок текстильщиков на Выборгской заставе.

В Финляндском округе выстроили Кондратьевский жилмассив из 40 домов (которые нынче назначены под снос и расселение).

Помимо перечисленных еще есть рабочие кварталы в районе Веселого поселка, возле Электросилы, на Фарфоровской улице.

Дома для специалистов строились как на рабочих окраинах, так и в центральной части города. Самые известные постройки этой категории – Дом политкаторжан (Троицкая пл., дом 1) и Дом «Ленсовета» (Карповка, 13).

Дома для специалистов и дома для пролетариата отличаются друг от друга (помимо местоположения) принципиально разным подходом к планировкам жилых помещений.

И первое – расчетом минимально необходимой площади: для рабочих считалось как «комната на семью», а для людей с образованием – «комната на человека». Соответственно «плотность населения» внутри квартир априори получилась разная.

И там и там по изначальным планировкам есть проблемы с кухонным помещением – оно или запланировано очень крошечным, или не запланировано вовсе. Фабрики-кухни и общественные столовые должны были избавить женщин от рабского домашнего труда…

Так же и с ванными комнатами – в некоторых проектах место для установки ванны даже было предусмотрено (за счет той же кухни), но сами ванны в стране не производились, и их пришлось устанавливать уже сильно позже самим жильцам.

А в подавляющем большинстве планировок место для ванны даже не предусматривалось – вместо этого строились общественные бани и прачечные.

Поэтому при покупке такого жилья очень не лишне выяснить, насколько узаконена та ванна или душевая кабина, которую вы там видите.

Из плюсов «кировок» можно упомянуть высокие потолки (норма в 2.5 м появилась сильно позже), большие ленточные окна, балконы и террасы.

Также большие зеленые дворы в бывших жилмассивах практически все сохранились.

Минусов основных три: низкое качество строительных материалов, из которых шла стройка в 20-х годах (разруха в стране была), деревянные балки перекрытий (причем не лиственница) и минимум или отсутствие несущих стен внутри конструкций.

Все эти факторы влияют на срок жизни здания. На сегодняшний день часть этих построек занесена в список памятников архитектуры, а другая часть – в список аварийного жилья под снос. Иногда один и тот же адрес присутствует в обоих списках.

В рекламных объявлениях о продаже недвижимости в графе «тип дома» чаще всего вы увидите «сталинский» или «кирпичный». Реже – «старый фонд» или «старый фонд с КР».

Иногда еще «кировки» путают с «немецкими коттеджами», у которых совсем другая история и совсем другое время постройки.

Так что, идя смотреть приглянувшуюся комнату или квартиру в доме 20-30-х годов постройки, - будьте крайне внимательны! Степень сохранности этих зданий зависит от того, насколько им изначально «повезло» с материалами и от того, насколько бережно их содержали в последующие годы.
____________________________

Часть 1. Старый фонд – можно почитать здесь https://vk.cc/72gpOu
____________________________
С уважением, Белла Киселева, семейный риэлтор СПб.
Если у вас остались вопросы по выбору жилья в Петербурге - пишите
мне в личку или звоните +7 921 744-64-63.