Новый дом бросили жильцы и коммунальщики
Автор: Игорь КАЛУГИН, член Союза журналистов РБ и РФ
Фото: автора
Случается, телефонные звонки шокируют. Сразу. Вот как этот: «Вы знаете, что у нас сирот затопило? Новый дом на Шаймуратова, знаете? Это по Магнитогорской трассе. Приезжайте, убедитесь сами…»
Иду по узенькой недавно проторенной тропинке. Кругом бывшая совхозная поляна, где в советские годы мы, пионеры, помогали крестьянам собирать картошку. Сейчас здесь планируется построить новый микрорайон Белорецка. Вдалеке уже возвышаются три трехэтажных дома. Два находятся на улице с непривычно звонким весенним названием — Черемуховая! Третий — на Шаймуратова. Это тот самый, где «сирот затопило». Дом одиноко и как-то даже уныло занял бывшую совхозную ниву.
Снег здесь не чистили, наверное, с Нового года. Двери в подъездах распахнуты, несмотря на изрядный морозец.
Захожу в подъезд. Казалось бы, недавно здесь было празднично, звучали торжественные речи. Сиротам вручались ключи от новеньких квартир. Пахло свежей краской. Это было в прошлом году.
Сегодня… Полное ощущение разрухи. На кафельном полу лежат куски известки. На облупленных стенах — водянистые разводы. Стучусь в одну из квартир на первом этаже. Потом в другую… В третью…
Похоже, в этом доме никто не живет. А где же «затопленные сироты» ?
Захожу в другой подъезд. Там картинка более приглядная. По крайней мере, штукатурка еще не успела сползти со стен. Но здесь тоже глухо: мои попытки достучаться до жильцов остаются без ответа.
И только, когда я уже собираюсь уходить, открывается дверь, и на пороге появляется миловидная девушка. Знакомимся.
— Что у вас произошло? — спрашиваю.
— Нас этой зимой затопило, — отвечает девушка, пригласив меня в квартиру. — Прорвало отопление в некоторых квартирах…
— В каких именно?
— А вот которые напротив. Там уже никто не живет… Думаю, авария случилась из-за того, что у нас газ несколько раз отключали. Котлы в этих квартирах выключились, и отопление разморозилось.
Девушка из категории «дети-сироты». Впрочем, кавычки здесь неуместны: сироты — они и есть сироты. Как же радовались они, когда в прошлом году получили собственное жилье! Газеты пестрели радужными заголовками, объективы телекамер запотевали от горячих эмоций выступающих!
В этом доме смонтирована так называемая индивидуальная система отопления — в каждой квартире собственный тепловой газовый котел. В пятнадцати из тридцати квартир живут дети-сироты, остальные еще не заселены. И вот теперь эти пустые квартиры напрочь разморожены.
— Какая управляющая компания обслуживает ваш дом?
— От нас все отказались, — грустно произносит девушка.
Позвольте! Что значит «отказались»?
— У вас что, даже дворника нет? — спрашиваю.
— Снег чистят сами жильцы…
Она идет в комнату и приносит давнее (еще за прошлый сентябрь) платежное уведомление. Пока я изучаю «платежку», девушка рассказывает:
— У моей подруги (она тоже сирота и в соседнем подъезде живет) вообще всю квартиру затопило. Как теперь ремонт делать?
Произнеся последнюю фразу, она глядит на меня с такой надеждой, словно я пришел выделить сиротам компенсацию за причиненный ущерб.
По опыту общения знаю: дети-сироты — люди очень доверчивые и наивные. Они выросли в казенных учреждениях, где все в основном было общее.
Иду в управляющую компанию, название которой я прочел в прошлогодней «платежке». Иду с яростным вопросом: зачем бросили дом с сиротами?
Кстати, сразу рождается заголовок будущей статьи… Это редкий случай! Заголовок является как бы сам собой. И совершенно в точку. Разве не так? Детей-сирот осиротили во второй раз. Только уже в коммунальном смысле…
В управляющей компании мне скрупулезно объясняют, что дом № 3 на улице Шаймуратова находился у них не на обслуживании, а на «сохранности» (очень просили не путать эти понятия) — по договоренности с заказчиком строительства. «Сохранность» длилась три месяца, потом должны были пройти необходимые конкурсные процедуры. Но конкурс так и не состоялся. Никто не хочет брать этот дом на обслуживание! Накладно и далеко от центра.
Договор о «сохранности» продлевать не стали. Дом № 3 на улице Шаймуратова до сих пор остается без управляющей компании.
А вот двум другим домам на улице Черемуховой повезло больше: для них управляющую компанию нашли. И даже две! Представьте себе: два небольших трехэтажных домика, находящихся на одной улице и в пятнадцати метрах друг от друга, обслуживают разные коммунальные конторы… Кстати, одна из них — та самая, куда я пришел. Почему бы не взять вдогонку злополучный дом на Шаймуратова?
Коммунальщики смотрят с некоторым недоумением. Зачем им лишние траты? Договор о «сохранности» был расторгнут перед наступлением зимы… Чтобы не нагнетать страсти, обращаюсь к коммунальщикам как к экспертам:
— Кто должен был следить за состоянием незаселенных квартир в зимний период? Ведь там индивидуальное отопление!
— Разумеется, собственник жилья! — отвечают. — Кто ж еще? — И потом добавляют: — Насколько мы знаем, там зимой воду отключали, вот все котлы в пустых квартирах и не работают.
— Воду? — спрашиваю я. — Жильцы мне говорили про газ…
— Возможно, и газ.
Обращаюсь в администрацию Белорецкого района. Мой вопрос насчет разморозки незаселенных квартир в доме № 3 на Шаймуратова чиновники воспринимают весьма болезненно. Ответ стандартный: заказчик (он же собственник) — это один из республиканских фондов, он и должен был побеспокоиться о сохранности квартир.
То есть фонд, по логике вещей, перед наступлением зимы должен был нанять человека, который бы следил за состоянием пустых квартир в случае отключения газа или воды… Или заключить договор с любой городской коммунальной структурой. Но это сделано не было. И трубы отопления просто лопнули.
— А что там все-таки отключали? — спрашиваю я: — Газ или воду?
— Свет! — уверенно отвечают чиновники.
И последнее. В доме № 3 на улице Шаймуратова нет центральной канализации. Как, впрочем, и в двух рядом стоящих домах на улице с чудным названием Черемуховая. Зато есть выгребные ямы. Одну из них регулярно очищают. Это для домов, что на Черемуховой.
О другой яме никто не беспокоится. Она предназначена для злополучного дома, что на Шаймуратова.
Впрочем, жильцов в доме немного. Беспокоиться незачем! Выгребная яма еще не успела переполниться…