Судя по всему, так оно и было. Обладатель многих титулов и званий: первый российский сенатор, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, генерал-фельдмаршал, полный адмирал, а затем и генералиссимус морских и сухопутных сил, правая рука Петра I, а после смерти фактический правитель необъятной России – этот, безусловно, всесторонне одаренный человек был безграмотным! В архивах нет ни одного документа, написанного его рукой. Он лишь подписывал подаваемые ему бумаги, но, вероятно, даже читать толком не умел!
Тем не менее это вовсе не умаляет его заслуг перед царем и державой, которые и перечислить-то сложно. Таланты князя Меншикова были признаны даже в Европе – Александр Данилович стал первым в России членом Лондонского королевского общества. Причем письмо со столь значимым известием ему написал сам Исаак Ньютон!
Правда, водился за Меншиковым и серьезный грешок – любил казнокрадствовать. Сам Петр I писал после смерти своего помощника Франца Лефорта: «Осталась у меня одна рука, правда, вороватая, но зато верная!» Эта пагубная склонность и сгубила Меншикова – после смерти царя он стараниями недоброжелателей постепенно утратил свое влияние. Указом 13-летнего императора Петра II он был отстранен от всех должностей, лишен всех званий и титулов, имущества и сослан вначале в крепость Раненбург, а затем и в Сибирь, в городок Березово. «Простой жизнью начинал, простой и закончу», – не унывал Андрей Меншиков в последние годы своей уже опальной жизни.