Найти тему
Рыбарь

"Мы распространяли ваххабизм по требованию Запада"

Арабская нация утратила свою самобытность и независимость ещё в раннее средневековье. Королевства, халифаты, султанаты, династии сменяли на тронах друг друга, продавались, покупались и разменивались на геополитической карте мира. После падения аль-Андалуса контроль над арабами слегка ослабили - в те времена на первый план вышли османы. Но это не значит, что арабами перестали управлять. От инструмента не отказались, просто слегка отложили в сторону до поры до времени. Пока не понадобилась нефть.

В 40-х годах прошлого века Саудовская Аравия стала стратегическим партнёром Соединённых Штатов Америки. Такой статус подразумевает не только широкий спектр сотрудничества в самых различных областях, но и покровительство со стороны Дяди Сэма. Но у покровительства есть своя цена. Конечно, страна не стала явным государством-сателлитом: напротив, поддержание образа "независимой монархии" было выгодно. Однако все важные решения отныне либо согласовывались с хозяином, либо вовсе им навязывались.

Саудовская Аравия не только претворяла политику хозяина на Аравийском полуострове, но и активно подтачивала традиционный ислам - по сути, "саудовская клика", куда входили и Катар, и Оман, и Эмираты долгое время подменяла привычные для суннитов ценности на традиции. Ведь был заказ на арабский фундаментализм, экстремизм и радикализм.

"Мы распространяли ваххабизм по требованию Запада", - заявил наследный принц Мухаммад ибн Салман ас-Сауд в интервью Washington Post. Смелое, неожиданное и внезапное заявление.

Хотя, с другой стороны, не такое уж внезапное.

В начале 2015 года политический заказ на радикальный исламизм и неумеренный ислам стал не актуален. Наверху решили, что образ "оплота ваххабизма" перестал был выгодным. Настала пора новых тенденций - нынче под предлогом светскости надо размыть ислам и смешать с западными понятиями и ценностями. Проще говоря, есть заказ на суперэкуменизм (религиозный плюрализм).

В соседних Объединённых Арабских Эмиратах уже второй десяток лет успешно отрабатывается модель светского государства с размытыми корнями и традициями. Конечно, полностью выкорчевать устои из арабов сложно - нужно сменить три поколения, пока сменилось лишь одно. Под предлогом туризма и нужд бизнеса медленно, но успешно перекраивается образ мышления и поведения эмиратских арабов. То, что 20 лет назад казалось неприемлемым (например, надеть деловой костюм на рабочую встречу) сегодня воспринимается как норма.

Модель, хоть и не так быстро, но работает. Настал черёд крупнейшего государства Аравийского полуострова.

Пришедший к власти в 2015 году после смерти брата Салман ибн Абдул-Азиз ас-Сауд стал не более, чем ширмой для своего сына Мухаммада ибн Салмана ас-Сауда.

В крупных кланах и королевских семьях во всей красе проявляется закон Чарльза Дарвена - выживает наиболее приспособленный. Мухаммада Салмана едва ли можно считать пешкой в руках иноземных господ: не будь у него железной воли и коварства, едва ли он смог бы избавиться от оппозиции в лице 11 принцев. Это вовсе не значит, что наследный принц - фигура самостоятельная. Просто ему дозволено чуть больше, пока в жизнь претворяется Генеральный план.

Этот "простор" Мухаммад себе купил: абсолютно проигрышная для Саудовской Аравии война в Йемене, нанёсшая удар по авторитету страны; портфель заказов на 450 млрд долларов, 110 млрд из которых составили вооружение и военная техника; демпинг нефтяного рынка, который бьёт по бюджету королевства.

А ещё фигура Мухаммада ибн Салмана символична. Он олицетворяет молодую, смелую и решительную Саудовскую Аравию, готовую меняться. Именно на него возложена задача перекраивания королевства. Программа названа "Vision 2030".

-2

"Видение 2030" предусматривает полную перестройку экономики страны с опорой на сотрудничество между государством и предпринимателями, в том числе и зарубежными, а также открытие страны для иностранных инвестиций. По сути, "Видение" предполагает превращение экономики Саудовской Аравии в "экономику инвестиций", а саму страну - в практически светское государство.

Под предлогом диверсификации экономики и отказа от нефти как основы поступлений в бюджет планируется сделать большой упор на туризм, возобновляемую энергетику, металлургию, сельское хозяйство и бизнес. Предполагается создание свободных торговых зон.

На реализацию "Видения" потребуется около 4 трлн долларов. Планируется строительство интерактивного "исламского музея" в Медине, а поток мусульманских паломников с 10 млн должен вырасти до 80 млн в 2030 году. В рамках сотрудничества с ЮНЕСКО увеличится количество охраняемых и наделённых особым статусом мусульманских святынь. Ислам, по сути, станет финансовым придатком саудовской экономики.

На 50 островах и побережье Красного моря будет создана современная туристическая зона, где "законы будут действовать в соответствии с международными нормами" - в Саудовской Аравии женщинам позволят купаться в бикини. В сфере развлечений тоже нонсенс: в мае 2017 года впервые за 25 лет в эр-Рияде прошёл живой концерт, планируется строительство и открытие огромного спортивного, культурно-развлекательного комплекса на площади 334 км2 к юго-западу от столицы.

Ещё на пустынном берегу Красного моря за 500 млрд долларов построят город будущего Неом, на территории которого поместится 10 мировых столиц. Через залив построят мост в Египет, а ещё Неом соединят с Иорданией. Город станет практически независимым, поскольку будет представлять собой огромную свободную торговую зону. Но едва ли речь не идёт о переселении туда обычных людей. Наоборот, черновой труд доверят средствам автоматизации, а в городе будут работать учёные и бизнесмены.

Презентация Неома:

И в этом презентационном ролике звучат, пожалуй, главные слова. A trully global culture - по-настоящему общемировая культура.

Какой бы восторг заявления и реформы Мухаммада ибн Салмана не вызывали, нельзя отрицать того факта, что саудовская - а, через неё, и арабская - нация размывается. Потихоньку затушёвываются традиции, ислам превращают в средство заработка, а веками устоявшиеся обычаи отходят на второй план на фоне барыша. Ведь отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.

Подписывайтесь на канал "Рыбарь" в Telegram: https://t.me/rybar