Война в Персидском Заливе 1991 года была, пожалуй, самым массовым применением американских ВС со времен Вьетнама. Своеобразным «лицом» этой кампании стали танки M1 Abrams, для которых данная операция стала весьма удачным дебютом. Но, при этом, в составе американского контингента были и менее современные машины. Первый американский ОБТ M60, для которого «Буря в пустыне» стала последней операцией под флагом создателей. О которой мы сегодня и поговорим.
Предыстория
В начале 1960-х, когда война во Вьетнаме была в самом разгаре, основной боевой машиной американцев был танк M48 – вторая машина семейства Patton. Несмотря на определенные преимущества, этот танк не мог адекватно отвечать вызовам, которые исходили из СССР. Попытки создать новую машину увенчались успехом в 1961 году, когда был выпущен последний танк семейства Patton, и первый ОБТ США – M60.
Новая машина получила лицензионную копию британской пушки L7 калибра 105-мм и внушительное бронирование. Хоть ввод M60 в эксплуатацию пришелся на операцию во Вьетнаме, туда новые танки не поставляли, ограничившись инженерными машинами на его базе. На последний Patton возлагали большие надежды, развернув новинку в наиболее «танкоопасных» направления – в ФРГ. Несмотря на то, что машина застала самый накал Холодной Войны, до значительных боевых действий под флагом создателей долгое время ей дойти не удавалось. До 1991 года
Первый ОБТ
Для полноты картины, стоит остановиться на кондиции машин, которые входили в Ирак в 1991 году. Несмотря на долгую службу, количество существенных модернизаций M60 не превышает двух. И большинство машин, задействованных в «Буре в Пустыне» были уровня M60A1, разработанные в 1968 году. Тогда танк получил новую башню с большими углами наклона брони, а толщина бронелистов корпуса во лбу была доведена до 109 мм. Орудие оставили без изменений – все та же пушка М68, она же – британская Royal Ordnance L7. Часть машин, состоящих на вооружении Корпуса Морской Пехоты, была оснащена комплектами динамической защиты (M60A1 RISE), которые несколько снижали подвижность машины.
Эта машина уже принимала участие в войнах Ближнего востока. В частности, на стороне Ирана во время Ирано-Иракской войны. Да и во время войны Судного Дня в распоряжении Израиля было несколько сот машин этого типа. Эти два конфликта объединяет то, что в обоих случаях захваченные M60 были отправлены в СССР для детального изучения. И полученные данные учитывались при проектировании новых танков и противотанковых средств. Правда, миллиметры брони и мощность пушки – это не всегда решающий фактор.
Буря в Пустыне
Устаревающие танки были на вооружении второго танкового батальона КМП США. Их M60A1 использовались прежде, как инженерная машина, а потом уже – как боевая. Ввиду того, что основные танковые атаки были возложены на подразделения, оснащенные новыми M1 Abrams, часть морских пехотинцев занималась поиском и тралением минных полей, расчищая проходы для основных сил.
В начале февраля 1991 года 200 морпехов экспедиционного корпуса при поддержке M60A1 выдвинулись из Саудовской Аравии в Кувейт. Их целью был международный аэропорт Кувейта, где и развернулась последняя битва стареющего танка.
Сражение 27 февраля 1991 года является одной из самых крупных танковых битв той войны, и самой быстрой танковой операцией КМП США – по их нескромному признанию. Первый контакт с танками противника пришелся на оперативную группу Ripper еще на пути к аэропорту. В источниках кратко сообщается, что было уничтожено более ста иракских танков и БТР, включая «новейший Т-72». Что не совсем правда. Во-первых, Ирак мог выставить лишь Т-72 версии М1, который выпускался здесь по лицензии СССР. Да и победы, приходящиеся на американские танки гораздо скромнее. Доподлинно известно, что в первый день, 27 февраля, то есть, было уничтожено 15 иракских танков, и до 25 БТР. В последующие дни сражения были более внушительные столкновения, но танки морпехов занимались расчисткой минных полей, где и произошла первая и последняя потеря от противотанковой мины. Еще одна машина была серьезно повреждена огнем артиллерии 449 артиллерийской бригады Ирака, но ее эвакуировали.
Далее факты уничтожения иракской бронетехники не приписываются к конкретному подразделению. Учитывая, что со стороны США было задействовано 18 дивизий, включая морскую артиллерию, разгром иракцев – это следствие не только умения, но и количества. К концу дня 28 февраля 3 танковая дивизия Ирака была разбита. Потери составили 250 танков, большинство из которых – Т55 и Т-62, и меньшая часть – Т-72. Львиную долю машин удалось уничтожить огнем ударных вертолетов, переносных противотанковых комплексов и огнем артиллерии.
Бой 28 февраля стал последним серьезным применением 30-летнего танка M60, который проявил свои качества лишь к закату эксплуатации. По сведениям танкистов, на долю M60 пришлось 140 танков. В числе этих машин с гордостью указывается пять Т-72. За всю кампанию потери "Паттонов" составили 10 машин, все потери - результат подрыва на минах. Разгромный результат для Иракцев – это не заслуга американских танков, а результат общего превосходства и поддержки, без которой любой танк – лишь тяжелая и заметная мишень. Вскоре после «Бури в Пустыне», последние M60 были сняты с боевого дежурства. Некоторая часть машин была направлена в Германию, в учебный центр г. Хоэнфельс, где служила в роли OPFOR (вероятного противника) до окончательного списания в 2005 году.
OPFOR: как американцы имитировали советские танки на учениях