С небольшой поправкой на местные традиции, в ряде восточных и азиатских стран, где доминирующей религией является ислам, девичество позже 30 лет считается недопустимым, а принципиальный отказ девушки от семейной жизни — предосудительным.
В странах с фундаментальными взглядами девушки обречены выходить замуж по прямому указанию родителей, часто решающее слово здесь — за отцом. К примеру, в Афганистане, в Пакистане и Индии практически в любой мусульманской общине можно обнаружить странную закономерность: здесь не будет старых дев вообще.
Чуть западнее, где уровень нищеты несколько иной, от Ирана, Ирака, стран Аравийского региона и до Северной Африки, нравы немного мягче. Здесь есть форма глубокого почитания дочери и сестер, к чьему мнению могут прислушаться и смягчить свои суровые наказы.
В постсоветском пространстве и в ряде регионов с мусульманским населением, говорящем на русском языке, данной проблемы тоже фактически нет, но совершенно по иной причине: в силу достаточно прогрессивных взглядов татар, башкир, народов республик Северного Кавказа и Закавказья, здесь допускается особая форма безбрачия для женщины. Умысла избегать своего женского предопределения по вере в отказе от свадьбы у представительниц этих народов нет. Как раз наоборот, многие из них становятся крайне набожными, и являют собой пример чести и достоинства.
В исламе, как и в христианстве, женщина и материнство неразделимы. Каждая женщина рождается, чтобы дать жизнь и воспитать детей в духе традиционных мусульманских ценностей. Трагедия старых дев в том, что они свободны от брачных обязательств, но никогда — от обязательств оставаться целомудренными и чистыми от греха похоти. Таким образом, участь старой девы в культуре, тесно связанной с исламом, незавидна.
В странах с довлеющим фундаментальным исламом не вышедшие замуж женщины обречены на своеобразное заточение. Им, несмотря на возраст (до явных признаков старости и дряхлости), также запрещено вольно строить общения с мужчинами или компаниями лиц, с которыми приходиться общаться или сотрудничать. Предосудительны любые уединения, свидания, попытки флирта и кокетства, никак не связанные с мусульманскими свадебными традициями или со сватовством.
Как правило, до самой смерти за честь и целомудрие такой женщины отвечает взрослый брат, отец, или младший брат. В случаях, когда это женщина из семьи без мужчин, опеку над ней берет ближайший к семье мужчина (зять или деверь, свекор сестры или дальний родственник).
В поясе умеренного ислама этим женщинам дозволяется вести общественную жизнь, связанную с религиозными традициями, в которых роль женщины не предполагает формы произвольного общения с лицами мужского пола. Они могут быть наемными работницами при мечетях, клиниках, кладбищах, или состоять в особых женских коллективах, занятых производственным трудом.
Как и в странах с архаичными взглядами, им нельзя самостоятельно пытаться устроить личную жизнь. Это крайне редкие случаи, и обычно нашедшая свою судьбу таким способом женщина навседа оставляет свою семью. Традиционно такие союзы считаются порочащими честь семьи невесты.
В республиках бывшего СССР и в некоторых кавказских регионах старым девам допускается вести светский образ жизни. Они могут работать в мужских коллективах, активно участвовать в общественной жизни своего населенного пункта, они вольны общаться в рамках приличия с любым представителем мужского пола, если это все имеет уведомительно-учтивый характер по отношению к своему отцу, старшему брату или родственнику-аксакалу.
Но как и во всем исламском мире, незамужняя и в возрасте женщина-мусульманка светских стран и республик обречена во всем слушать мнение своих старших родственников мужского пола, ибо это непреложное и неизменное правило семейных отношений.