Как советская подлодка таранила американский авианосец
21 марта 1984 года в Японском море советская подводная лодка всплыла точно посередине походного ордера авианосной ударной группы Военно-Морского флота США и протаранила американский авианосец «Китти Хок»(USS Kitty Hawk). Случись эта ситуация в ходе реальных военных действий – американский авианосец был бы уничтожен торпедами незамеченной им советской лодки, без вариантов.
Март 1984 года – в мире вновь неспокойно. В разгаре очередной виток «холодной войны». Совсем недавно (в сентябре 1983) советские перехватчики сбили корейский Боинг, якобы сбившийся с курса и залетевший вглубь территории СССР на 600 км – Советский Союз после этого был назван «империей зла». На Ближнем Востоке разгорается война между Ираном и Ираком. В Польше массовые беспорядки среди рабочих, организованные профсоюзом «Солидарность».
На фоне всего этого США и Южная Корея проводят близ тихоокеанских границ Советского Союза военно-морские учения Team Spirit («Командный дух»). Американская АУГ (авианосная ударная группа), состоящая из полутора десятков кораблей и судов снабжения, отрабатывает учебные боевые задачи у советских границ. Во главе группы – авианосец «Китти Хок», несущий несколько десятков самолетов с ядерными боеприпасами.
Разумеется, советский флот не может оставить без внимания такое демонстративное бряцание оружием. Для слежения за АУГ в Японское море направляется атомная подводная лодка К-314 (проект 671) под командованием Владимира Евсеенко. Лодке удалось обнаружить авианосную группу и в течение нескольких дней наблюдать за ней. Для того, чтобы скрыться от внимания советской подлодки, американская АУГ была вынуждена зайти в территориальные воды Южной Кореи. К-314, естественно, не имела права нарушать суверенитет южного соседа и потеряла контакт с авианосной группой, оставшись в открытом море.
21 марта было туманным. Когда гидроакустическая станция К-314 зафиксировала шумы многочисленной групповой цели, командир советской подлодки не смогу визуально обнаружить авианосную группу и отдал приказ к погружению. При этом данной участок моря отличался плохой гидрологией – наблюдалась различная плотность воды на разных глубинах.
Всплыв через несколько часов для очередного сеанса связи, командир К-314 обнаружил, что вся авианосная группа находится в прямой видимости советской подлодки.
«Всплываю на перископную глубину для очередного сеанса связи. Осматриваю правый и левый курсовые углы. На 90 градусов слева визуально обнаруживаю всю авианосно-ударную группу. Множество бортовых огней. Танкер заправляет корабли. Дистанция 20−30 кабельтовых. Идем контркурсами, то есть навстречу друг другу. Срочное погружение!», - вспоминал Владимир Евсеенко.
Советская подводная лодка, всплывшая прямо перед носом американской авианосной группы, срочно погрузилась. Но тут-то непростая гидрология Японского моря и сыграла злую шутку. Глубина погружения лодки оказалась недостаточной, и флагман группы – гигантский авианосец Китти Хок – столкнулся правой стороной корпуса в подводной части с советской подлодкой.
Из воспоминаний бывшего командира К-314 Владимира Евсеенко: «Дырка образовалась от нашего винта и как раз в районе цистерны авиационного топлива. Через нее вытекло несколько тысяч тонн авиакеросина. Как он у них там не вспыхнул — одному богу известно. Всем повезло: мы не затонули, они не сгорели».
Получив эти повреждения, авианосец отправился в японский порт Йокосука, оставляя за собой на воде радужные разводы от вытекшего топлива. Советская подлодка К-314, практически потеряв ход, доковыляла с помощью противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» до дому, встав на ремонт в сухой док. Впрочем, «диагностику» удалось сделать прямо в открытом море. Увиденное заставило советских моряков и подводников ужаснуться:
«Правая линия вспомогательного вала начала греться. Все. Надо всплывать. Надо просить помощь. Всплыл, уточнили свое место. Подошел ПК «Адмирал Виноградов». По УКВ договорился с командиром: «Я подниму корму, а вы посмотрите, что у нас с винтами». Такая вот проктология… Притопил нос, поднял корму. Осмотрели. — Э-э, да у вас вал сломан! И лопасти винта погнуты».
Авианосец Китти Хок провел в ремонте несколько недель – фактически, учения были сорваны. Командир советской подлодки, таранившей американский авианосец, был наказан – отстранен от командования. Судьбы кораблей также сложились по-разному: К-314 в 1989 вывели из состава флота и позже порезали на металл. Американский авианосец пережил советскую подлодку ровно на 20 лет – его вывели из состава ВМФ США в 2009 году.
Напомним, что при очередном появлении у наших берегов в 2000 году авианосец Китти Хок был условно атакован российскими штурмовиками, против которых американские летчики оказались бессильны:
Российские лётчики унизили целый американский авианосец. Как американцам отбили охоту хозяйничать возле границ России