16 июля 1945 года на полигоне Аламогордо, штат Нью-Мексико, впервые вспыхнул свет «ярче тысячи солнц»: в этот день состоялось первое ядерное испытание. Устройство, подорванное в рамках испытаний Trinity («Троица»), было прототипом боеприпаса, сброшенного 9 августа 1945 года на Нагасаки.
За прошедшие 73 года в мире прошло более 2000 ядерных испытаний. Из них на долю США приходится 1054, в ходе которых было испытано 1151 устройство. 715 испытаний с 969 устройствами провел Советский Союз. В обеих странах участники испытаний поощрялись, получая награды и ценные подарки. В США, вдобавок ко всему, участникам выдавали художественно оформленные памятные грамоты.
Грамота выдана Дороти Джин Уиткомб, участнице испытания Fox, проведенного 6 февраля 1951 года в ходе операции Ranger. В рамках этой операции за десять дней испытали шесть ядерных зарядов мощностью от 0,5 до 22 килотонн. Все они сбрасывались с бомбардировщика B-50. Fox был последним и самым мощным.
Этот памятный лист получил некто Чарльз В. Эмбри, сотрудник компании Holmes & Narver, Inc, за участие в испытаниях первого термоядерного устройства, известного под названием Ivy Mike. Мощность взрыва оценивается в 10-12 мегатонн тротилового эквивалента.
Безымянная, очевидно, так и не выданная грамота за участие в серии испытаний Teapot, в рамках которых были взорваны 14 боеприпасов. Из этого числа три боеприпаса были сброшены с бомбардировщиков B-36 с подрывом на разных высотах вплоть до 11 тысяч метров, один подорван на небольшой глубине под землей, и десять — на башнях высотой от 90 до 152 метров. Мощность взрывов от 1,2 до 29 килотонн. Часть испытаний проводилась с расположением войск в непосредственной близости от места взрыва.
Испытание «Гном» стало первым в рамках проекта Plowshare, осуществлявшегося с 1961 по 1963 год, — серии подземных ядерных испытаний невоенного характера, проводившихся с целью исследований возможного применения ядерных боеприпасов для изменения рельефа местности. Некоторые испытания этого проекта также являлись частью других проектов, таких как Nougat и Dominic I и II. Обладатель этой грамоты — Кеннет Дж. Гейне.
Еще один неврученный сертификат, предназначавшийся как раз участнику серии испытаний «Нуга», продлившихся с сентября 1961 по июнь 1962 года. В рамках этой серии было взорвано 44 боеприпаса эквивалентной мощностью от 0,1 до 67 килотонн.
Трой Уэйд стал обладателем этой грамоты за участие в серии испытаний Dominic II, прошедших на полигоне Невада летом 1962 года. В рамках серии было проведено несколько подземных взрывов малой мощности. Одновременно проводившаяся на тихоокеанских полигонах серия Dominic I отличалась большим размахом мощность боеприпасов и достигала 8,3 мегатонн.
Джон Дж. Хесс получил грамоту за участие в серии из четырех совместных американо-британских испытаний в рамках программы повышения безопасности хранения и транспортировки ядерных боеприпасов.
Уже известный нам Трой Уэйд получил очередную грамоту. На сей раз за испытание Mud Pack, проведенное 16 декабря 1964 года на полигоне Невада в рамках серии Whetstone. Подземный взрыв мощностью 2,7 килотонны был проведен с целью исследования эффективности оружия.
Испытания устройства в рамках программы создания ядерного ракетного двигателя. Исследовалась безопасность конструкции: в ходе испытаний имитировалось падение ракеты с таким двигателем в океан. Было установлено, что люди, находящиеся в радиусе 600 футов (примерно 180 метров) от точки падения, рискуют получить смертельную дозу радиации, а для серьезного вреда здоровью достаточно оказаться в 2000 футах (около 600 метров). Хозяин грамоты — Джеймс Э. Ходжес.
Тот же Джеймс Э. Ходжес отметился и в серии испытаний Pile Driver в 1963-1966 годах. Испытывались возможности ядерных боеприпасов по «вскрытию» заглубленных командных пунктов, как в естественных скальных укрытиях, так и в искусственных железобетонных.
Рутина холодной войны. Девятикилотонный подземный взрыв на проверку эффективности боеприпаса. Дата на грамоте, выданной некоему (или некоей?) К. Флойд, не проставлена, но сегодня мы знаем, что испытание Diana Moon состоялось 28 августа 1968 года в рамках серии Bowline.
Ф. М. Стивенсон получил грамоту за участие в эксперименте Gasbuggy: 29-килотонный взрыв в промышленных целях проведен 10 декабря 1967 года, исследовалась возможность использования ядерных взрывов в газодобыче.
Еще один промышленный взрыв: исследовалась возможность создания подземного резервуара для природного газа. 40 килотонн, грамота досталась Дэвиду Миллеру. В числе прочих, конечно.
Грег Э. Кэлвирд, судя по внешнему виду грамоты, был участником программы ВВС США по исследованию радиационного фона над тихоокеанскими ядерными полигонами в 1972-73 годах. На рисунке символически изображен тайфун «Ольга», один из множества в штормовом сезоне 1973 года.
Еще один промышленный взрыв. 100 килотонн в целях создания газового резервуара. Обладатель грамоты — Хэл Аронсон.
И очередное рутинное испытание эффективности боеприпаса. Взрыв Husky Ace 12 октября 1973, подземный, 8 килотонн. Часть серии из 18 взрывов, проведенных в рамках операции Arbor. Хозяин грамоты — Кнут Басет, видимо, выходец из Скандинавии.
Очередная серия экспериментов на безопасность, на сей раз изучались последствия возможных инцидентов с ядерным оружием и эффективность программ предотвращения таковых. Имя владельца на снимке разобрать не удалось.
Еще одна невыданная грамота должна была достаться участнику испытаний Misty Rain, в рамках которых тестировался боевой заряд для головной части перспективных на тот момент межконтинентальных ракет MX и Trident. В частности, исследовалось воздействие радиации на заряд.
Еще один взрыв в рамках испытаний головной части ракет MX и Trident. 20 килотонн, и вновь исследовалось влияние излучения на боевой заряд перспективного образца. Лист получил Г. Флойд.
И вновь рутина. Уже знакомый нам Г. Флойд получает грамоту за очередную проверку эффективности ядерного боеприпаса. 25 килотонн в рамках серии Cornerstone, 11 взрывов в 1988-89 годах.