Найти тему
ИА "Волга-каспий"

Дети в Кемерово могли бы спастись, если бы знали основы безопасности жизнедеятельности

Преподаватель ОБЖ из Волгограда, который начал работать в 80-х и трудится по сей день, рассказал о том, как в современных школах преподают жизненно-важный предмет.

В разных школах – разная программа. Где-то ОБЖ вводят с пятого класса, в некоторых учебных заведениях – только с седьмого. В среднем, на занятия в школьных планах выделяют около 1,5 часов в неделю.

В 7 классе детям рассказывают о чрезвычайных ситуациях природного характера — это пожары лесные и биологические. В 8 классе в поле зрения техногенные ЧС — аварии на всех видах транспорта, на химпредприятиях.

Детям рассказывают об опасных веществах и различных видах оружия: бактериологическом, радиационном, ядерном. И только они втягиваются, в большинстве школ в 9-м классе предмет отменяют из-за загруженности школьников. Ведь математика важнее, чем знание того, как спасти жизнь.

Там, где ОБЖ обязательный предмет, рассказывают основы военной службы — с чего начинается Родина, как осуществляется первоначальная постановка на воинский учет, медицинская, психологическая подготовка.

При военкоматах с 17 лет обучают вождению. В 10-11 классах продолжаются основы военной службы и основы военной подготовки. Раньше в 10 классе проводились пятидневные военные сборы на базе воинских частей, а сейчас они проводятся на базе школ, и это всего лишь теория. Максимум, чем можно нагрузить детей - строевая подготовка. Также раньше ОБЖ преподавали офицеры запаса, а сейчас – учителя физкультуры.

И еще для сравнения: еще в девяностых в школах было специальное оборудование, макеты оружия, чтобы все показывать наглядно, а сейчас этим можем похвастаться только школа, которая выиграла какой-нибудь грант. Да и в целом, отношение к этому предмету было более серьезное, ведь знание основ безопасности жизнедеятельности может действительно спасти чью-то драгоценную жизнь.

Раз в квартал мы обязательно проводим учения. Моделируем действия при теракте, при химической тревоге, при пожаре. На уроках учимся делать ватно-марлевые повязки. Сначала учим учителей, они передают свои знания детям, потом во время учебных эвакуаций, дети должны смочить их водой и выбежать из школы, потратив не больше 1,5 минут на один этаж, - рассказывает учитель.

Да и кому преподавать? Чтобы получить несчастные 15 тысяч, нужно набрать массу дополнительных кружков, взять ответственность за школу по терроризму, охране труда.

Гибель 64 человек в Кемерово это результат раздолбайства и разгильдяйства на всех уровнях. Людям, которые там работали, для предотвращения жертв не нужно было быть смелыми или сильно умными. Им нужно было действовать согласно имеющимся инструкциям, которые предписаны в чрезвычайных ситуациях. Каждый из сотрудников должен был знать свою роль.

В частности охранник, который отключил сигнализацию, думая что это очередное ложное срабатывание, должен был удостовериться, что оно именно ложное — пробежаться, посмотреть, что произошло, и только потом отключить, предварительно отзвонившись в «пожарку». Даже учитель, который привел детей на сеанс в кинотеатр, не должен был оставлять несовершеннолетних без присмотра.

Сейчас, наученные горьким опытом, когда идете с детьми в торговый центр, кино, сразу смотрите, где находятся пожарные выходы, запасные лестницы для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации суметь выбраться из здания.

Стоит объяснить детям серьезность уроков ОБЖ в школах, ведь знания, которые на первый взгляд кажутся ненужными, помогут спасти жизнь себе, а возможно и своим близким.