Найти тему

Армянский баритон Геворг Акопян наряду с ереванской оперой поет в Большом театре

Поразительна жизнь этого талантливого певца - он так легко преодолевает расстояния, страны, встраивается в разные творческие коллективы, и везде успешен и интересен.

И это, конечно, не случайно. Он уже получил широкое признание как один из лучших баритонов. У него редкий по красоте голос широкого диапазона, великолепные драматические данные, что дает ему возможность стать одним из самых востребованных оперных артистов.

БОЛЕЕ ДЕСЯТКА ЛЕТ ИМЯ СОЛИСТА НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА оперы и балета им. Спендиарова Геворга Акопяна украшает оперные афиши театров разных стран: Михайловского и Мариинского театров Санкт-Петербурга, Казанского и Воронежского оперных театров, сценических площадок Испании, где он в разные годы выступал в баритоновых партиях: Шарпенса в "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини, Альфио в "Сельской чести" Масканьи, Амонасро в "Аиде" Верди под управлением легендарного маэстро Лорина Маазеля, Тонио в "Паяцах" Леонкавалло и в партии Альфио в индийском театре Royal Opera Hoyse (Мумбаи) под управлением дирижера Антонелло Аллеманди. Регулярно Геворг выступает в городах Италии - Риме, Турине, Портофино, Кальяри. В 2008 году дебютировал в роли Федора Поярока в "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Фавронии" Римского-Корсакова с участием группы Большого театра в Teatro lirico в Кальяри. Спектаклем дирижировал Александр Ведерников. Позже в этом же театре он спел и партию Беса в "Черевичках" Чайковского под управлением Донато Ренцетти, а в Культурном центре Pedio в Турине Геворг исполнил партию Паоло в опере "Симон Бокканегра" Верди.

Очень памятны выступления в заглавной роли в опере "Набукко" на сценах Teatro deila Aguille, Teatro della Fortuna. С большим успехом летом минувшего года артист выступил на сцене древних терм Каракаллы в заглавной партии оперы "Набукко" Верди в партнерстве со знаменитыми певцами (сопрано) Кзиллой Боросс и Рикардо Занелло (бас). Дирижировал спектаклем прославленный маэстро Роберто Риццо Бриньоли, хормейстер - Роберто Габбиани. Значительными были и выступления Геворга в Германии в операх "Набукко", "Тоска", "Евгений Онегин".

И вот теперь в середине февраля он выступил в партии Томского в премьерном спектакле "Пиковой дамы" П.И.Чайковского на исторической сцене Большого театра России. Режиссер-постановщик - художественный руководитель театра им.Вахтангова Римас Туминас, художник - Адомас Яцовскис, дирижер - Туган Сохиев. Еще до "Пиковой дамы" он дебютировал в Большом театре в постановке "Царская невеста" Римского-Корсакова в партии Грязного.

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В "ПИКОВОЙ ДАМЕ" - БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ ДЛЯ ЛЮБОГО АРТИСТА. И главное, очень ответственно. Эта опера - самая выдающаяся вершина творческого наследия последних лет жизни гениального композитора. Как известно, произведение написано в необычайно быстрый срок и с огромным вдохновением, что подчеркивал и сам автор: "Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака Пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей".

Среди исполнителей оперы за ее многолетнюю жизнь - крупнейшие артисты: Ф.Шаляпин - Томский, К.Держинская, Г.Вишневская - Лиза, Н.Обухова - Полина, Н.Озеров, Н.Ханаев, Н.Печковский, Ю.Кипаренко - Даманский, Г.Нэлепп - Герман, С.Преображенская - Графиня...

В нынешней постановке выступают известные певцы: Юсиф Эйвазов и Олег Долгов - Герман, Анна Нечаева и Евгения Муравьева - Лиза, Лариса Дядькова (Графиня), Игорь Головятенко и Василий Ладюк - Елецкий, Анна Бондаревская - Полина.

"Пиковую даму" нужно не только петь, а еще и играть, здесь нужны очень сильные, мощные качества актера. Потому что просто спеть "Пиковую даму" - она не будет иметь того градуса и того накала, который задумывал композитор. Композитор писал это на определенные голоса", - сказал главный дирижер, музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев в телепередаче "Главная роль". Как считает Сохиев, в "Пиковой даме" многое неоднозначно, в ней много нужно искать, объяснять для себя, "это настоящий русский психологический театр".

А режиссер Римас Туминас отмечает, что вся повесть, петербургская по духу, пронизана особенной, только этому городу свойственной таинственной и зыбкой атмосферой. "Герман же несет на себе отпечаток героев Гофмана, Вальтера Скотта, Бальзака. И даже отчасти Томаса Манна: его разрушает его собственное несчастье, как это случилось с героем рассказа "Дорога на кладбище". Несчастье приводит к тому, что он начинает ненавидеть себя, разъедать самого себя, идет по пути разрушения и смерти".

ПОКА ОТКЛИКОВ НА НОВУЮ ПОСТАНОВКУ "ПИКОВОЙ ДАМЫ" В ПРЕССЕ НЕ ОЧЕНЬ МНОГО. 19 февраля появилась рецензия в "Коммерсанте". Приводим отрывок из нее: "Эстетика этого спектакля легко тиражируема, применима к любой классике, узнаваема, но не настолько, чтобы быть эксклюзивной: мировой театр знает немало примеров глянцевого буржуазно-массового декоративного театра с несложной смысловой игрой или без нее в столь же эффектных, сколь обобщенных визуальных обстоятельствах. Приметы стиля здесь - символистская внешность без символистского содержания, оболочка метафоры без источника, ассоциация, знак без означаемого. А что вообще есть оперный театр, если не набор знаков, красивых штампов, эмоциональных трафаретов, красочных банальностей, заранее известных положений, риторических фигур и узнаваемых эффектов? А ничто, отвечает "Пиковая", тройка семерка, туз и никаких сюрпризов".

Кто же такой князь Томский, партию которого исполняет Геворг Акопян?

Князь Томский некоторым образом включается в любовную коллизию, разгадав сердечную тайну Лизы и как бы подзадоривая ее нескромными намеками. Его характер при всей графичности и сдержанности представляется достаточно многослойным. Многие современники Пушкина имели основание разглядеть в Томском блестящего офицера и светского лидера Сергея Голицына. Это человек редкого обаяния и редких способностей, веселый эрудит, талантливый рассказчик. И картежник. Вроде бы не особенно лестная аттестация. Но в те далекие времена карточная игра практически непременным атрибутом включалась в дворянский обиход...

Нынешняя "Пиковая дама" в Большом - это третья постановка в XXI веке. Как примут новую версию - покажет время.

газета "Голос Армении"