Найти тему
TEAMRUSSIA

Девушки, которые нас восхищают

Оглавление

Невероятные истории преодоления.

Алёна Алёхина, сноуборд

За год до Сочи-2014 Алёна была одной из главных героинь в российском спорте. Побеждала на этапах Кубка Европы в хафпайпе, который как раз включили в олимпийскую программу, путешествовала по миру, а параллельно успела выучить два иностранных языка и помогала тяжело больным детям.

Ей было 22, когда она впервые надела красный клоунский нос и отправилась в РДКБ. Так появилась Доктор Ёлка. Почти четыре года она помогала не отчаиваться тем, кто надолго застрял в серых больничных стенах.

«Как-то мне на электронную почту пришло письмо от шестилетней девочки, которая проходила лечение в онкологическом отделении РДКБ, — вспоминает Алёна. — Девочка просила, чтобы к ней на день рождения в больницу пришёл клоун. В письме был портрет того самого клоуна. Я сразу узнала в нём своего хорошего знакомого. Он тоже себя узнал, но один идти отказался. Я пообещала сходить с ним и позвала на помощь ещё пару подружек. Мы где-то достали костюмы, написали сценарий, нашли в Интернете и отрепетировали пару конкурсов.

Выступление прошло отлично, нас попросили выступить ещё и в другом отделении. Выходили из больницы мы чуть ли не в полночь. А уже на следующий день мне снова позвонили из больницы и попросили выступить ещё».

Теперь неравный бой с таблетками и пилюлями ведёт она сама. Весной 2013 года в США Алёна принимала участие в коммерческой съёмке для одного из своих спонсоров, неудачно упала и повредила спинной мозг.

«Главным из всех моих лекарств остаётся таблетка от нервной боли. Повреждённые нервы похожи на обрезанные провода и иногда как бы замыкаются, иногда в одной точке, в нервном узле, а иногда по всему телу — ощущение по описанию похоже на ломку у наркоманов. Боль в этой точке можно сравнить с укусом одновременно сотен красных муравьёв. Эту боль я испытываю каждые шесть часов. Длится она секунд 20, но достигает такой силы, что хочется орать и лезть на стенку. Так что если я забываю пить эти таблетки, то вместо трёх раз в день я чувствую эту боль гораздо чаще».

С тех пор она не ходит. Но категорически запрещает себе унывать и день за днём проходит изнурительную реабилитацию, потому что в серых больничных стенах по-прежнему ждут, что придёт Доктор Ёлка.

Мария Комиссарова, фристайл

Маша тоже собиралась в олимпийский Сочи. И вполне могла выиграть медаль в ски-кроссе. Но падение во время одного из тренировочных заездов обернулось переломом позвоночника. И вот уже четыре года она не может ходить.

«Я просто слишком сильно оттолкнулась от трамплина и перелетела приземление, — вспоминает девушка. — В ски-кроссе его специально конструируют так, чтобы оно было под наклоном — так безопаснее. Я приземлилась на плоский участок. Я не упала на спину сразу, как все думают. Приземлилась на прямые ноги. Чтобы понять, как это, просто представьте, что спрыгнули с высоты трёхэтажного дома на асфальт. Удар от земли пришёлся именно в ноги. А дальше — как взрывная волна и в итоге перелом позвоночника. У меня отказали ноги, поэтому упала. Сознание не теряла ни на минуту. Конечно, было адски больно. Но когда я ломала ноги до этого, мне тоже было адски больно».

Вернуть себе здоровье она пытается в Марбелье. Там они живут с мужем Алексеем Чаадаевым, который раньше тоже был в сборной России по фристайлу, но бросил всё, чтобы быть рядом с Машей.

Позади мучительная реабилитация в Германии и четыре операции, но оптимистичных прогнозов пока нет. Несмотря на это Маша верит, что обязательно встанет, и готовится праздновать первый день рождения сына Матвея. Она стала мамой в апреле 2017-го, через три года после падения в Сочи.

«Для меня это был полный шок. Буквально накануне была операция. Мне вытаскивали пластину в той же клинике, где и ставили, в Германии. Как я теперь понимаю, во время операции я уже была в положении, но совершенно ничего не чувствовала, даже подписывала какие-то бумаги в клинике, в том числе что не беременна.

Когда вернулись в Испанию, мне стало плохо — тошнило. Сделала тест — и офигела. Проплакала весь день, потому что совершенно не понимала, как всё будет дальше. Это же и у абсолютно здоровых людей кардинально меняет жизнь. Лёша помог прийти в себя — он вообще был удивительно спокоен. Беременность проходила хорошо. Наверное, это компенсация за все предыдущие испытания».

Анастасия Близнюк, художественная гимнастика

Анастасия родилась в спортивной семье. Её отец, Илья Близнюк, играл за футбольный «Ростов». Мама была гимнасткой. И очень не хотела, чтобы дочь пошла по её стопам. Но девочка настояла на своём и уже в 11 лет по приглашению Ирины Винер-Усмановой переехала из родного дома в Центр олимпийской подготовки.

Спортивная карьера сложилась. Настя — двукратная олимпийская чемпионка в групповом многоборье и многократная чемпионка мира и Европы.

Четыре года, которые разделили золото Лондона-2012 и Рио-де-Жанейро-2016, получились очень насыщенными. Близнюк завершала спортивную карьеру, переезжала в Бразилию, чтобы тренировать, и боролась со смертельной болезнью.

«У меня была геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Её вызывают хантавирусы, — рассказывает Настя. — Заразиться может любой человек — достаточно съесть плохо вымытые овощи или фрукты в ресторане, например. Если у человека сильный иммунитет, он даже ничего не заметит. Но если иммунитет ослаблен, могут полностью отказать почки. Как раз мой случай».

В Москве Насте помочь не смогли. Ирина Винер-Усманова добилась того, чтобы её перевезли в Германию.

«Но я даже там, в клинике, не сразу поняла, насколько всё серьезно, — вспоминает Близнюк. — Даже старалась убедить окружающих, что у меня ничего не болит. У нас же как всё работает: чем больше думаешь о плохом, тем чаще оно случается. Я старалась не зацикливаться. Помню, мы сидели с мамой, смеялись, причем я всё это время была на диализе (аппаратный метод очистки крови, используется, когда с этой функцией не справляются почки. — Прим. Team Russia), когда к нам подошёл врач и говорит: «Осторожно с оптимизмом — почки не работают и, возможно, никогда в жизни больше не заработают. Шансов очень мало, но, конечно, они есть. Может быть, девочка будет всю жизнь на диализе».

И тогда я, наконец, осознала, что со мной происходит что-то очень серьёзное. Две ночи просто лежала и плакала. Совсем не спала. Очень испугалась, с одной стороны. Но с другой — это стало мощным стимулом. Врачи в итоге даже не поняли, как я так быстро выздоровела, — через полтора месяца уже вернулась в здоровое состояние».

Из больницы Настя выписалась в ноябре, а в апреле уже приступила к активным тренировкам. Сначала стояла в универсиадской команде, потом во втором составе, а затем вернулась в основу.

«Было удивительно, когда люди говорили, что из-за меня в состав не проходит кто-то из молодёжи, что у меня уже есть медаль и надо уступить место. Они просто не понимали, что я пережила, как повзрослела за это время. У меня даже взгляд другой стал. После Игр в Лондоне прошло всего несколько лет, а мне казалось, что целая жизнь. И в этой новой жизни я ещё не была олимпийской чемпионкой».

Ляйсан Утяшева, художественная гимнастика

Утяшева вошла в историю гимнастики как спортсменка, выступающая со сломанными ногами. Врачи просмотрели перелом ладьевидной кости, и в течение восьми месяцев девушка выходила на ковёр с травмой.

«Ирина Александровна Винер-Усманова отвезла меня в Германию. Мне сделали полную томографию обеих стоп. Выяснилось: косточка перетёрлась и превратилась в муку, — вспоминала спортсменка. — Сказали, что стопа не подлежит восстановлению, надо вживлять другую костную систему. Мне светила инвалидная коляска».

Ляйсан перенесла шесть операций и почти два года передвигалась на костылях.

«Каждая операция длилась по шесть часов, под общим наркозом. Восемь месяцев на костылях, гипс на обеих ногах. Потом с правой мне его сняли, а на левой оставили «сапожок». И так ещё почти год. Училась ходить заново, ещё около восьми месяцев».

Но вернулась в гимнастику, выиграла чемпионат Европы и решила задержаться в спорте как минимум до Олимпийских игр в Пекине. Планы разрушила очередная травма.

Яна Кудрявцева, художественная гимнастика

Ещё одна гимнастка, которая научилась побеждать через боль, — Яна Кудрявцева. Самым драматичным получился чемпионат мира — 2015 в Штутгарте. Яна выиграла золотую медаль в личном многоборье, выступая на обезболивающих. Нога начала беспокоить Яну задолго до соревнований, но врачи не сразу рассмотрели сложный перелом. Только после комплексного обследования стало понятно — может понадобиться очень сложная операция. А на реабилитацию уйдёт больше полугода. Кудрявцеву такой вариант не устраивал — до Олимпийских игр в Рио оставалось совсем немного времени.

-3

«Сначала планировалось, что операция будет очень сложной. У меня, как выяснилось при обследовании, полностью раскрошилась в ступне ладьевидная косточка, начался некроз тканей, и немецкие врачи собирались взять косточку из бедра и заменить ей ту, что раскрошилась. Но потом медики решили, что можно попробовать столь сложных манипуляций избежать: мне хорошенько вычистили раскрошившиеся кусочки, заново перешили связки, поэтому восстановление получилось более быстрым, чем могло быть».

Через шесть месяцев Яна была на ковре. А в августе 2016-го стала вице-чемпионкой Олимпийских игр, уступив победу подруге по команде Маргарите Мамун.

Евгения Медведева, фигурное катание

Олимпийский сезон — 2017/18 получился, пожалуй, самым сложным в карьере Медведевой. За несколько дней до московского этапа Гран-при (в середине октября) у неё разболелась правая нога. Ещё через пару дней врачи обнаружили трещину в плюсневой кости правой стопы. Сразу после победы в Москве фигуристка отправилась в Германию. Местные врачи порекомендовали сократить нагрузки и выписали специальные витамины. Женя выполнила все рекомендации и отправилась на следующий этап в Японию.

«После поездки в Германию мне стало легче, — рассказывала фигуристка. — Но за такой короткий срок травму до конца не удалось залечить. В Осаке после короткой почувствовала ухудшение. Произвольную катала уже на сильных обезболивающих. Как только вернулись из Японии, мне наложили гипс».

Отвечая на вопрос, почему не сразу отправилась на лечение, Медведева честно признаётся: «Не знаю спортсмена, выступающего на таком высоком уровне, у которого что-нибудь не болит. Я очень хотела отобраться в финал Гран-при и выступить там, тем более тогда никто толком не понимал, что будет с Олимпийскими играми».

В итоге пришлось пропустить финал Гран-при и чемпионат России. Но в олимпийском Пхёнчхане Медведева была безупречна. Установила сразу несколько мировых рекордов, привезла домой сразу два серебра и уже задумывается о том, чтобы выступить в Пекине-2022.

Елена Бережная, фигурное катание

Олимпийская чемпионка Солт-Лейк-Сити едва не погибла в 1996 году. На одной из тренировок, выполняя сложное вращение, её партнёр Олег Шляхов попал коньком ей по голове. Была пробита височная кость, осколки повредили оболочку мозга. Елена перенесла две нейрохирургические операции, после которых заново училась не только ходить, но и говорить, и читать.

В это сложное время рядом был Антон Сихарулидзе. Именно он предложил снова выйти на лёд. О возобновлении карьеры никто не думал всерьёз. Кататься планировали для себя.

«В то время было неясно, буду ли я вообще ходить. Не то что кататься на коньках. Я даже целый год училась заново говорить. Никто не верил, что я смогу преодолеть всё, но я вышла на лёд уже через два месяца. Антон предложил мне сначала покататься, а потом всё пошло само собой.

Родители Антона помогали выхаживать меня. В их двухкомнатной питерской квартире в одной комнате жили родители, а в другой я, Антон и его сестра. Дело в том, что моя мама осталась в моём родном городе Невинномысске. В то время ей было очень тяжело, она одна воспитывала троих детей, да ещё взяла в семью троих племянников: их родители умерли».

В следующем после первого совместного выхода сезоне пара заняла девятое место на чемпионате мира. В 98-м в Нагано они стали вице-чемпионами Олимпийских игр, а ещё через четыре года держали в руках золото.

Использованы цитаты из материалов PROспорт, Sport24, «Матч ТВ», «Спорт-Экспресса» и Sports.ru.