Прежде чем отправиться в свое первое серьезное путешествие, надо понять, с чего начать подготовку к нему. Вопросов, которые надо решить, очень много, но какие из них первоочередные? Автор этой статьи, путешественник с огромным опытом, дает свои рекомендации.
Об авторе: Скотт Брэди – публицист и основатель издания Expedition Portal, а также один из основателей Overland Journal. Путешествия, которые он совершил на полноприводных автомобилях и на внедорожном мотоцикле, охватывают все шесть континентов, в том числе он был в составе первой американской группы, которая пересекла Антарктиду (с Экспедицией 7). Он трижды объехал вокруг земного шара и стал первым американским водителем, который выиграл Outback Challenge. Живет в городе Прескотт, штат Аризона.
Куда вы хотите отправиться?
Первое и главное, что нужно решить: куда именно вы хотите отправиться. Многие начинают совершенно не с того, с чего нужно, и начинают изучать варианты автомобилей или снаряжения вместо того, чтобы подумать о самом важном: какие впечатления и опыт вы хотите получить и что увидеть. Наиболее ценное – это само приключение. Поэтому в первую очередь надо решить, по какой части мира вы хотите путешествовать. Предпочитаете изучать ближайшие окрестности, углубляясь в историю родного края? Хотите проехать через ледники? Забраться глубоко в джунгли в поисках храмов майя? Неспешно катиться вдоль побережья Центральной Америки, выбирая лучшее место для серфинга? Объехать вокруг света?
«Планы - ничто; планирование - всё.» Дуайт Д. Эйзенхауэр
Развернем карту
На свете мало столь же приятных занятий, как развернуть карту мира и помечтать над ней о том, куда хочется отправиться и что хочется посмотреть. Для большинства североамериканцев возможности путешествия обычно ограничиваются двумя-тремя неделями отпуска. Но есть, конечно, исключения: некоторые путешественники уезжают на месяцы и даже годы.
Нужно определить для себя свой собственный стиль путешествия и прикинуть, сколько километров в день в среднем вы готовы проезжать. Если ехать по трассе, то 300 км в день – это нормально, хотя многие легко справляются с дистанцией в 500 и больше километров (мой личный рекорд – 1800 км в Сибири). Рекомендуется каждую неделю вылезать из-за руля минимум на два дня, чтобы восстановить силы и более подробно изучить местность. Поэтому, если смотреть на вещи реалистично, то небольшая поездка в Белиз из Финикса (Аризона) должна занять от семи до десяти дней – только на то, чтобы добраться до столицы Белиза, Белмопана. В более расслабленном режиме, со множеством остановок, потребуется четыре недели. А если позволить себе несколько недель попутешествовать по стране и сделать вылазку в Тикал, то на это нужен как минимум месяц. Даже если говорить о четырех неделях, то это довольно быстрый темп, и вы пропустите много интересного. Реально на поездку в Белиз и обратно нужно не менее шести недель.
Не нужно ругать себя, если вы выбрали для своего путешествия быстрый темп. Иногда количество свободного времени ограничено, а осуждать кого-то за слишком быстрый темп любят либо пенсионеры, либо безработные (или те, кто работает удаленно). Это ваше путешествие, и вы выбираете тот темп, который вам нравится или который диктуют вам ваши лимиты времени.
В 2009 году я был за рулем в путешествии из Прескотта (Аризона) в Дариен-Гэп в Панаме. Мы отлично проводили время, часто останавливались, чтобы как следует рассмотреть Медный Каньон, Гуанахуато, Белиз, Петен в Гватемале, эко-поселение в Коста-Рике и так далее. Путешествие заняло два месяца, мы ехали только в одном направлении, а машины из Панамы обратно отправили морем. Я до сих пор считаю, что это был довольно быстрый темп, и мы пропустили массу интересных мест. В конце концов, это всегда некий компромисс. Я знаю людей, которые на тот же маршрут потратили два года, но считают, что времени было слишком мало!
- Быстрый темп: 300-500 км в день с двумя днями отдыха в неделю.
- Умеренный темп: 150-300 км в день с двумя-тремя днями отдыха в неделю.
- Медленный темп: 150-300 км в день, более половины дней – без перемещения.
- Расслабленный темп: Проезжайте, сколько хочется, останавливайтесь, когда хотите. Без ограничений по времени. Этот темп хорош для кругосветных путешествий. В развитых странах легко проехать 500-700 км в день, если есть желание или необходимость.
В реальности большинство из нас будет планировать свое первое серьезное путешествие по местам где-то поблизости от дома и на той машине, какая есть. Начните с выезда на уикенд, затем совершите недельную экскурсию, заехав немного дальше и проведя больше ночей на природе, не за рулем. После того, как вы совершите эти путешествия, определите для себя временны́е рамки и нарисуйте на карте круг с центром в точке, где вы живете, и радиусом, равным расстоянию, которое вы считаете для себя разумным, учитывая приведенную выше оценку по километражу. Исходя из того же графика, чем ближе конечная точка вашего путешествия к дому, тем более расслабленным будет темп и тем бо́льшим количеством подробностей вы сможете насладиться в путешествии.
Нужно учесть также, по дорогам с каким покрытием вы будете путешествовать, поскольку на дорогу из Аризоны в Траверс нужно больше времени, чем на путь до Белиза. На то, чтобы преодолеть 50 км труднейшей дороги Dusy Ershim trail, понадобится пять дней, а на 2000 км весьма непростой трассы Canning Stock Route – 20 дней. Проверьте, учитывает ли ваш график тип дороги, погоду, время на пересечение границ и так далее.
Дополнительные материалы для подготовки: книги и веб-сайты
Книги
По Америке:
- Backcountry Adventures, авторы Massey и Wilson. Подробные путеводители по Калифорнии, Аризоне, Юте и Колорадо с описанием уникальных однодневных и более длительных путешествий. Отличный материал.
- Central and South America by Road , автор Pam Ascanio. Книга вышла в 1996 году, поэтому информация в ней устарела, но все же до сих пор служит неплохим справочником.
- Americas Overland, справочник водителя, авторы Greene и Greene. Отличный ресурс со свежей и полной информацией. Авторы – путешественники с огромным опытом.
По всему миру:
- Overlander’s Handbook (справочник для путешествующих на машине), автор Chris Scott
- Adventure Motorcycle Routes (маршруты для путешествий на внедорожном мотоцикле), автор Robert Wicks
Путеводителей по различным регионам других континентов - огромное множество. Один из отличных источников – атлас-путеводитель HEMA Maps Great Desert Tracks Atlas and Guide, который я читал, планируя путешествие по трассе Кэннинг-Сток в Австралии.
Интернет
В сети есть огромное количество сайтов, посвященных разным регионам. Эти ресурсы могут быть более или менее точными в деталях, могут быть устаревшими. Прежде всего выясните, насколько информация свежая. Есть также множество местных интернет-форумов. На них информация может быть вполне свежей, но ее качество сильно зависит от компетенции пишущих.
Вот несколько полезных ссылок, с которых можно начать:
- Expedition Portal Planning Forums - форумы
- Expedition Portal Trip Reports - отчеты о путешествиях
- Drive the Americas: Всеобъемлющий сайт со свежей информацией по обеим Америкам.
- ADV Rider: Потрясающие отчеты о мотопутешествиях.
- HUBB: В основном, для мотоциклистов, но с большим количеством честных и адекватных советов.
- Wiki Overland: Обновляющийся ресурс, куда пишет множество авторов, один из лучших ресурсов по американским дорогам. Информация по другим странам добавляется.
Задача со многими неизвестными
Начинающим путешественникам важно для начала решить, куда отправиться, в каком темпе ехать и какой нужен уровень комфорта. Начните с медленного темпа и коротких поездок недалеко от дома, постепенно увеличивайте дальность. Мои первые несколько поездок были на юго-восток, в пустыню, а затем я отправился дальше, в Сонору и Баху в Мексике. Затем был Медный Каньон и короткая поездка в Марокко. Только спустя годы мы отправились в наше первое многомесячное приключение по нескольким странам.
За рамками сегодняшнего разговора остался расчет бюджета и затрат. Понимание, куда вы собираетесь отправиться и сколько на это нужно денег, должно предшествовать выбору машины. Конечно, есть соблазн начать с покупки внедорожника или мотоцикла, однако я знаю множество Лэнд-Крузеров стоимостью по 50 тысяч долларов, которые готовы отправиться в дальнее путешествие, но никогда не уезжали от дома своего владельца дальше, чем действует его почтовый индекс. Сначала тратьте деньги на путешествия, а потом уже на машину!
Выводы:
- Спланируйте насколько коротких выездов – на уикенд и на неделю – недалеко от дома, чтобы определить комфортный для себя темп и понять, что интересно вам и вашим компаньонам по путешествию.
- Определите реальное время, которое вы можете себе позволить провести в путешествии. Неделю? Две недели? Год?
- Рассчитайте удобный для вас темп путешествия и подберите несколько карт. Очертите большой круг вокруг вашей отправной точки и определите, какой регион вы можете исследовать за имеющееся в вашем распоряжении время.
- Обведите на карте места, которые хотите посетить, и предварительно наметьте маршрут. Знайте, что маршрут всегда можно изменить, а спонтанность может быть одним из величайших благ в путешествии.
- Зная общее время, приблизительное расстояние и регион, куда вы собираетесь отправиться, модно приступать к проработке бюджета (но это предмет отдельного разговора).
Предостережение:
Дальнее путешествие опасно и сложно по своей природе, поэтому соберите как можно больше советов из разных источников. Лучший способ определить точность и корректность информации – задать эти простые вопросы:
- Есть ли у автора свежий и разносторонний опыт, связанный с данным объектом или местом?
- Пересекал ли автор международные границы на том транспортном средстве, которое он указывает? Арендовал ли он машину и использовал путеводитель, или у него есть опыт пересечения границ, оформления бумаг, организации перевозок и подготовки, необходимой для самостоятельных путешествий?
- Действительно ли автор сам путешествовал по тем местам, относительно которых он дает рекомендации?
Не стоит доверять советам людей, если они сами не бывали в тех местах, о которых вы спрашиваете - зачастую эти люди склонны многое преувеличивать и искажать информацию.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал внедорожного портала EX-ROADmedia.ru. Будете получать off-road новости первыми.