Найти тему
Война и Отечество

Под каким мостом пролетел легендарный Чкалов?

Оглавление
Одним из популярных героев советского мифотворчества был знаменитый летчик Валерий Чкалов (1904 – 1938). Каждый мальчишка Страны Советов знал, что Чкалов был настолько "крут", что даже однажды пролетел под пролетом Кировского ( ныне – Троицкого) моста в Ленинграде. Об этом писалось в многочисленных книжках, этот эпичный момент был показан в художественном фильме "Валерий Чкалов" (1941 год). Однако так ли это на самом деле?

А был ли полет вообще?

Начнем с того, что никто из почитателей Чкалова до сих пор не может назвать точную дату, когда произошло это незабываемое событие. Совер­шить сей маневр летчик мог лишь в 1920-е годы, так как, начиная с 1930 года и вплоть до своей гибели в 1938 году, Чкалов служил в Москве.

Итак, в июне 1924 года только что вышедший из стен авиационного училища летчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинград­скую истребительную эскадрилью, базировавшуюся на Комендантском аэродроме. Вряд ли еще неоперивший- ся летчик-юнец мог сразу после «учебки» совершить такой пролет? Значит, 1924 год отпадает.

Валерий Чкалов
Валерий Чкалов

В последний предновогодний день 1924 года Чкалов знакомится со своей будущей женой Ольгой Ореховой. Впоследствии, отвечая на постоянные расспросы, Оль­га Орехова будет непрестанно утверждать, что «при ней Валерий под мостом не летал».

Получается, что спустя всего лишь несколько меся­цев после выпуска из училища, Чкалов уже начинает общаться со своей будущей женой, которая однозначно заявляет, что на ее памяти никаких полетов под ленин­градскими мостами ее муж не совершал.

Кроме того, сейчас исследователям стало доступно личное дело Валерия Чкалова. В нем ничего не гово­рится о совершении Чкаловым такого явно «неуставно­го» поступка, как пролет под мостом в центре города. А ведь нарушение дисциплины, действительно, вопию­щее — подвергается риску не только дорогостоящий самолет, но и жизнь самого пилота, а также простых горожан, находящихся на мосту.

Согласно мифу, за эту дерзость Чкалов загремел на гауптвахту. Но вот незадача — все дисциплинарные наказания, а равно и вызвавшие их причины, в личном деле летчика подробно отражены, но «несанкциони­рованного полета» среди них нет.

Самолет Fokker D.XI. на котором в то время летал Валерий Чкалов
Самолет Fokker D.XI. на котором в то время летал Валерий Чкалов

Ни одного свидетеля

Но есть еще один нюанс. Троицкий мост находится в самом центре Петербурга. Кстати, чкаловская легенда упрямо говорит о пролете авиатора под Кировским мостом, хотя такое название Троицкий мост получил лишь в 1934 году, когда Чкалов уже давным- давно находился в Москве. В 1920-е годы, когда такой полет мог состояться, переправа носила название Мост Равенства.

Итак, под мостом можно пролететь только днем. В это время на набережных Невы полно народа. Должно же быть множество очевидцев, но их нет. Ни одного!

Чкалов и его самолет
Чкалов и его самолет

Пролет самолета под мостом — явление экстраорди­нарное. О таком событии пишут все газеты, очевидцы охотно обсуждают подробности со всеми желающими. В1940 году ленинградские газеты с восторгом писали о пролетах под Кировским мостом летчика Евгения Бо­рисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А вот о полете под мостом Чкалова не написала ни одна ленинградская газета, ни один журнал.

Все имеющиеся в публицистике описания проле­та Чкалова под мостом датированы много позднее 1940 года. То есть, приведены авторами, видевшими фильм «Валерий Чкалов». И все эти описания всего лишь пересказывают кадры из фильма. Ни один из авторов свидетелем того пролета не был.

Волшебная сила искусства

Миф о пролете под мостом родился на съемоч­ной площадке. В 1940 году по заказу «партии и правительства» режиссер Михаил Калатозов стал снимать фильм о трагически погибшем в 1938 году летчике Валерии Чкалове—«гордости советской авиа­ции». Но возникла сценарная неувязка. Нужно было как-то объяснить, почему военный летчик Чкалов на какое-то время стал гражданским человеком. Реальный Чкалов, действительно, в 1928 году был уволен из рядов ВВС (в 1930 году летчика вновь простили и восстанови­ли в воинском звании). Уволен он был, как вы можете догадаться, за свои обычные «подвиги» — пьянку и дебош. Но в пропагандистском фильме говорить об этом было нельзя.

Калатозов ломал голову над тем, как «обойти» этот щекотливый момент. И вот однажды в курилке, лет­чики, консультировавшие фильм, между делом стали вспоминать яркие случаи из истории отечественной авиации. Упомянули они и том, как еще в царское время пилоты пролетели под Троицким мостом.

Оказавшийся поблизости Калатозов внимательно выслушал их рассказ. И уже на следующий день в сце­нарии появился новый сюжетный ход. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за «лихаческий» пролет под невским мостом. Спасительное решение было найдено. Факт увольнения Чкалова из рядов ВВС получил необходи­мый героический флёр.

Фантазия режиссера, запечатленная на кинопленку, быстро проникла в сознание людей. Выдумка стала явью...

-4

Тот самый мост, где он пролетел

На самом деле Чкалов в своей жизни действитель­но пролетел под мостом. Но мост этот находился не в Ленинграде, а в поселке Вялка Новгородской области. Вот как об этом вспоминала жена летчика: «Вылетев из Новгорода, он попал в сложные метеорологические условия. Самолет обледенел, лететь пришлось низко, над самым лесом. Под крылом тянулось железнодорожное полотно.

Вдали показался поезд. Нужно было совершать вынужденную посадку. Неожиданно впереди мелькнул мост. Выход один — нырнуть под мост и сесть. Чкалов нырнул, но сесть за мостом помешал семафор. Через мгновенье они с механиком лежали на земле среди самолетных обломков».

Летчики отделались царапинами, но по факту аварии самолета было заведено уголовное дело. В итоге, экипаж оправдали с формулировкой: «Виноваты метеоусловия».

НА ЗАМЕТКУ

Под Троицким (Кировским) мостом действи­тельно пролетали авиаторы, но Чкалова среди них не было. Первым совершил этот виртуозный маневр летом 1916 года морской летчик лейтенант Г. Фриде на самолете М-5. А осенью 1916 года другой морской летчик, лейтенант А. Грузинов, пролетел под всеми невскими мостами сразу!
В1940 году под Кировским мостом пролетел советский летчик Евгений Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». Борисенко пролетел под Кировским мостом четыре раза. Два — в первый съемочный день, два — во второй.

Еще статьи наши :

Кто изобрел велосипед?

Ставьте палец вверх!

Подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного!