Найти тему
Дачнику на заметку

Про Живой Журнал (ЖЖ) из серии «как это сделано» и чего не хватает…

В подготовке этого материала огромную помощь мне оказала жена, которая добросовестно и регулярно вела свой ЖЖ некоторое время назад, и мы вместе наблюдали и анализировали весь этот трудоемкий процесс.

Моей целью является не только раскрытие принципов, как оно работает, но и ответить на вопрос, можно ли в ЖЖ реализовать успешный проект, и как это сделать?

Хотите читать длинный опус, тогда вперед!

Живой журнал — это эффективный коммерческий интернет проект, который в какой-то момент свернул в тупик.

Основная движущая сила этого проекта – использование коллективной энергии всех его участников во благо владельца. По похожей схеме функционировали такие проекты, как «Гербалайф», некоторые известные секты, которые заполняли весь воскресный телеэфир и кинотеатры в начале 90-х. Даже в работе финансовых пирамид можно усмотреть аналогии по использованию принципа цепной реакции для расширения сферы своего охвата.

ЖЖ это не просто интернет проект, а интернет проект в области СМИ. Его ценность тем выше, чем больше у него аудитория. Уникальные посетители, просмотры. От этого напрямую зависит ценность ресурса, как рекламной площадки. В случае ЖЖ, вся фишка состоит в том, что аудитория ЖЖ сама себя воспроизводит и делает это очень активно.

Это типичный прием многих интернет проектов, использующих принцип «социальной сети».

Для этого применяется простой прием ранжирования, или рейтинга. Качество – часть нашей натуры, которое проявляется и культивируется у нас с детства. Маша рассказала стишок лучше Пети. Вася получил пятерку, а Лена тройку. Дворовая команда дома №5 обыграла в футбол команду дома №6 со счетом 3:0. У продавца тети Маши премия выше… И так далее

В ЖЖ людям предоставили возможность поупражняться в журнализме, причем никаких критериев допуска в эту сферу, например, как у электриков – тут нет. Неважно есть у вас к этому склонности или предпосылки – всех милости просим! И чем больше вас, тем нам лучше.

Чтобы те, у кого быть писателем получается плохо не было обидно, а оставаться только читателем не хочется – всем создали достаточно понятные правила участия, которые уравнивают всех желающих.

В качестве оценки придумали Социальный Капитал (СК) и рейтинги. Чтобы заработать эти оценки нужно поднимать активность самой площадки Живого Журнала. Написать в свой журнал, почитать соседа, комментировать записи, увеличивать свою читательскую аудиторию по обмену – так называемых друзей, активно пользоваться платными услугами и многое другое. Короче, увеличению пресловутого СК способствует все, что увеличивает аудиторию самого ЖЖ. Чем больше просмотров ты принес хозяину, тем щедрее он тебя похвалит. Все гениальное – просто.

Качественная оценка контента в ЖЖ практически не используется. Во-первых, огромная масса потенциальных пользователей, покинет ресурс, ибо есть риск, что их «пис-дар» окажется не востребованным. Во-вторых, технически эту задачу решить очень сложно. А в-третьих, этого просто не нужно владельцам самой площадки.

Кстати, нововведения в ЖЖ с мая 2016 года по созданию редакционной солянки передовиц, по-видимому, и преследовали цель подтянуть общее качество контента до некого уровня. Чтобы его не стыдно было дать почитать и совершенно случайному посетителю, а посвященному участнику игры в ЖЖ. Эти реформы можно рассматривать, как попытку улучшить качество ресурса и попытку уйти от репутации ЖЖ, как «желтого журнала». Ведь любому хозяину хочется, чтобы его любили не только за страх

На самом деле, ЖЖ читать можно. Это удачная замена разделу «хроники происшествий» ушедшего МК и ещё советского журнала Вокруг Света. Только такой читатель приносит ЖЖ всего несколько просмотров, а участвующий в рейтинге ЖЖ-игрок несколько сотен просмотров в день…

Но один рейтинг недостаточен, чтобы удержать игровой драйв на должном уровне. ЖЖ нужны свои идолы, типа Марадоны и Пугачевой. Эдакий недоступный журавль в небе, к которому бы все стремились, как к несбыточной мечте. Помню, как-то в начале 90-х знакомая затащила меня на семинар по Гербалайфу. Вышел очень сильно волнующийся молодой человек, представился бывшим офицером Советской армии, рассказал, что уволился и переприсягнул на верность Гербалайфу. Костюмчик новый себе справил, машину подержанную, но иномарочку купил… одним словом – жить стало лучше, жить стало веселей! Главное в такой презентации было явить собой пример, за которым бы потянулись массы…

В ЖЖ таким идолом является ТОП – пользователи, которые постоянно находятся на первых позициях рейтинга. ТОП должен быть знаковый, как сливки советской эстрады, перекиснувшие в элиту российской. Поэтому ТОП - это слабо-переменная величина, что выгодно абсолютно всем.

Там на некоторое время могут вспыхивать случайные звезды, которое соответствует «подаянию толпе», главное, чтобы без фанатизма. Суть заключается в том, что если ТОП будет слишком доступен, то легенда о его великих заработках быстро разрушится. Произойдет естественное саморазоблачение.

Конечно, платные (рекламные) посты в ЖЖ существуют. Но. Элементарный анализ показывает, что многие блогеры, претендующие на огромные заработки от рекламы в ЖЖ, в действительности не имеют такого доказательства при изучении их собственных журналов. Нету там за единицу времени того, за что могли бы очень много заплатить. Ну, разве что фотоаппаратик дали попользоваться и разрешили не возвращать. Многие популярные блогеры пришли в ЖЖ после некоторых осложнений в своем текущем бизнесе, либо в качестве альтернативной смены деятельности типа «шило на мыло». Многим блогерам(шам) ведение блога являет собой развлечение, щедро оплачиваемое спонсором. В принципе, что я хочу сказать – хороший доход от рекламы на своем блоге товар штучный, и заполучить его намного сложнее, чем сталь звездою заметной величины в кинематографе.

Серьезные компании, у которыч есть деньги на рекламу, тратят их рачительно и не швыряют на ветер.

Существует ли какая-нибудь тактика, чтобы сильно поднять свой рейтинг в ЖЖ? Да существует. Но для этого нужны деньги. Также как и ребенку при игре в сетевой Minecraft, нужно прикупать всякие моды и прочие прибамбасы, собственные сервера…

Штучный блогер ничего и никогда не добьется, какие бы посты он не генерировал. В любой ситуации нужен проект. О тематической направленности такого проекта можно сильно не заморачиваться. Достаточно изучить пресловутые рейтинги тем, которые пользуются наибольшим спросом и выбрать то, что ближе.

Сначала группу можно сформировать из своих подчиненных, а можно набрать фрилансеров (за деньги в Адвего). Каждый такой фрилансер регистрирует несколько Ников в ЖЖ. Под этими Никами можно заходить с одного компьютера, но из разных браузеров. Задача этих фрилансеров вести дискуссии в комментариях к любому посту инициатора. Дискуссии должны носить провокационный характер, особенно если удалось «зацепить» случайного посетителя. Например, если пользователь высказался, что при СССР было лучше, то ему надо пикировать, что это мнение «старперов», а молодежи никогда не было больше лучше, чем сейчас. Если высказывается противоположное мнение, то «злить» пользователя нужно в обратную сторону. Нейтральные комментарии тоже не следует оставлять без внимания, в ответе всегда должен чувствоваться вопрос, чтобы оставить возможность для продолжения диалога.

Группа из 10 человек может быстро и эффективно поднимать рейтинг любой записи.

Обязательно нужен человек (группа) по связям с общественностью. Они занимаются так называемыми друзьями. Друзей нужно комментировать. Если просто заходить в их журналы, то большинство блогеров не видят твоего внимания, они за статистикой таких посещений не следят, поэтому просто их читать – занятие бесполезное. В ЖЖ принято комментировать (посещать) взаимно. «Не взаимных» друзей через какое-то время нужно удалять. Это очень большая и кропотливая работа, главным образом «на дядю». Главный выгодоприобретатель от такого хождения по друзьям – сама площадка ЖЖ, не вы. Но раз уж вы стали играть в ЖЖ, то подобная рутина необходима.

Тут требуется профессиональный подход. Даже 100 друзей это приличный объем работы. Я анализировал на примере журнала жены. В ЖЖ однозначно существует ранжирование комментариев. Короткие комментарии ценятся меньше длинных. Вероятно, существуют различные понижающие коэффициенты для некоторых комментариев по принципу «ключевых слов». Например, я заметил, что обилие комментариев, типа «добрый вечер, хорошего дня, удачи», даже при их большом количестве не приносит владельцам желаемого эффекта. К таким комментариям часто прибегают одиночные блогеры, которые просто физически не успевают прочитать то, что они комментируют. Они искренне верят в незыблемость принципов ЖЖ, которые «держаться в секрете», и которые свято соблюдают…

Слаженная работа такой группы достаточно быстро начинает притягивать новых реальных посетителей. В ЖЖ однозначно работает еще один принцип. Чем выше статус блогера, тем дольше он находится в «раздаче» - времени, когда его пост доступен для чтения. Например, когда его можно увидеть в разделе «новые записи». Когда у жены СК был меньше 20, ее посты вообще было невозможно встретить в разделе «новые записи». После роста СК выше 500, посты стали попадаться чаще и чаще.

Можно провести эксперимент. Дать одновременно практически идентичные посты. Один пост с одиночной поддержкой, другой с поддержкой группового проекта. Второй пост легко станет популярным, а первый прочно погрязнет в болоте. Хотя обувь сшита совершенно одинаково…

Много эффективнее обеспечивать подобное групповое (взаимное) продвижение двух-трех постов в день, чем одиночно строчить десятки постов каждый час. У жены в друзьях появилось несколько таких генераторов. В какой-то момент жену это стало раздражать в Ленте друзей, и она обоих внесла в черный список.

Для достижения успеха, ведение такого проекта требует не только финансовых затрат, но и уйму времени на осуществление контроля и координации.

Многие успешные блог-проекты функционируют по этому принципу. Чем выше возможности такой команды, тем быстрее блог набирает рейтинг.

Помимо сугубо внутренней организации работы участников проекта, необходимо постоянно использовать потенциал внешнего ресурса – рекламу своего блога в ПРОМО.

Если ваш блог организован, как проект, использующий все перечисленное, у него есть все шансы войти в устойчивую сотню лучших блогов. Чтобы удержаться в 1000, можно оставаться и одиночкой, при условии, что вы работаете на ЖЖ и днем и ночью не покладая рук…

В обоих вариантах высока вероятность того, что по достижении заветной цели, вы ничего, кроме морального удовлетворения не получите. ЖЖ – это обычная игра. Только для взрослых…

При этом, в ЖЖ попадаются и очень интересные статьи. Выйти на них через сам журнал практически невозможно, лишь окольными путями, через поисковиков Яндекса, совершенно случайно. Это глубоко похороненные в недрах ЖЖ материалы с единичными комментариями или без таковых.

В заключении хочу напомнить один очень поучительный рассказ О. Генри из сборника «Трест, который лопнул».

Главные герои организовали университет местного значения для детей из элитного фермерского окружения. Дела на каком-то этапе пошли решительно пошли в гору. Но совершенно не за счет поступлений за обучение, а за счет размещения поблизости развлекательной инфраструктуры для очень «бедных» студентови это казино организовали сами же инициаторы проекта

PS.

В принципе, нужно создавать новую сеть ЖЖ. Честно и понятно. Не лукавить про всякие интересы и уникальный контент. 99% пользователей увлеченно играют в ЖЖ и никакого контента не создают. Они просто общаются, пересказывают друг другу байки и радуются своему рейтингу. Эту игровую основу и нужно взять за базис. И обязательно все монетизировать, как в игре в Монополию. Сделал просмотр – получи цент от банка, поднялся в рейтинге на ступень – получи – 2 цента и так далее. Хочешь услугу от банка, чтобы себе этот самый рейтинг увеличить – заплати. В эту концепцию можно легко уложить и друзей, и комментарии, и просмотры свои и чужие, и ввести контролируемые персональные «рекламные ниши». Люди сегодня устают, они не любят напрягать мозг, чтобы читать что-то мутное. Лучше поиграть…