В 1882 году Александр III утвердил план сооружения стратегической железнодорожной сети. Однако он был выполнен далеко не в полном объеме. К 1894 году в России длина железных дорог составляла 32 709 верст (1 верста = 1066,781 м). Всего с момента окончания русско-турецкой войны и до 1900 года в России было сдано в постоянную эксплуатацию более 30 000 верст железных дорог, причем наиболее интенсивно строительство велось во второй половине 90-х годов XIX века. В войну Российская империя вступала, имея железнодорожную сеть, включающую 38 отдельных дорог общей протяженностью 71 542 км, открытых для движения, и располагала более чем 3300 станциями. Из них 24 дороги (47 861 км) принадлежали государству, а 14 (23 681 км) — частным обществам. Размещены они были крайне неравномерно. Основная часть сети (83%) находилась в европейской части страны — Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел Российской империи. Построенные до революции 1917 года железные дороги составляют сегодня почти 80% современной сети ОАО «РЖД».