Верховный Суд Российской Федерации оставил в силе обязанность всех владельцев земли, прилегающей к лесу, устраивать за свой счет минерализованную противопожарную полосу либо убирать мусор, сухую траву, валежник и т.п. в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды.
Напомним, указанная обязанность появилась чуть больше года назад (постановление Правительства РФ от 18 августа 2016 г. № 807). Однако норма уже успела подвергнуться ожесточенной атаке: ВС РФ рассмотрел административный иск о признании недействующими п. 72.3 Правил противопожарного режима в РФ и п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах.
Административный истец полагал, что спорная норма является неопределенной, неясной и двусмысленной, допускает неоднозначное толкование и создает основу для произвольного применения и злоупотребления: правоприменители сами решают, сошел снег или нет, а также - надолго ли зарядили осенние дожди. А между тем - отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решений устанавливает необоснованную широту дискреционных полномочий, и поэтому является коррупциогенным фактором.
Вдобавок истец сослался на собственный горький опыт: два штрафа на четверть миллиона рублей были выписаны ему за мусор, обнаруженный в конце апреля. Снег-то к этому времени, может, и сошел, но из-за весенней распутицы регион ограничил движение по местным дорогам, так что спецтехника не могла легально проехать к прилесным участкам для проведения необходимых работ.
Рассмотрев материалы дела, Верховный Суд РФ указал следующее:
- пожароопасный сезон в лесу - это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 "Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения");
- Правительство РФ определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова;
- начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливает регион, исходя из своих природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах;
- какого-либо иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы определял понятие "пожароопасного сезона", не имеется;
- согласно заключению Минюста России на проект постановления Правительства РФ, которое содержит оспариваемую норму, коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной экспертизы не выявлены.
Да и в конце концов, спорные нормы не лишают же истца права на судебную защиту: суд может установить, сошел ли снег или нет, в порядке КоАП РФ.
С учетом сказанного оспариваемые положения нормативных правовых актов являются ясными и определенными. Поэтому административный иск не удовлетворен.
Быстрый поиск: Верховный суд, Судопроизводство, Судебная практика