Семья, тренер, друзья, техника и характер — в профайле Алины Загитовой.
Ее семья
Алина родилась в Ижевске. Её папа, Ильназ Загитов, сейчас тренирует хоккейный «Ижсталь», а до этого успел поиграть в «Нефтехимике» и «Авангарде». Мама, Лейсан, мечтала стать фигуристкой, но не сложилось.
«На каток меня привела мама, — рассказывает Загитова. — Когда-то она сама пробовала заниматься, но не получилось. А когда я родилась, решила, что воплотит свою несбывшуюся мечту во мне. При этом меня никогда не заставляли тренироваться, и у меня было хорошее детство. Лет до семи просто каталась в своё удовольствие. А ещё часто приходила к папе на хоккей. Сейчас иногда беру клюшку в руки. Но играю только на фигурных коньках. Это, кстати, отличный способ раскатать их».
Когда Алине исполнилось 13, родители отпустили её в Москву — в родном Ижевске у девочки не было перспектив. Вместе с ней уехала бабушка. И не исключено, что совсем скоро к ним присоединится младшая сестра Алины Сабина. Она тоже занимается фигурным катанием.
Ее тренер умница, — говорит Алина. — Ей 9. В своём возрасте уже лучше меня прыгает. Она вообще всё делает быстро. Когда мы жили вместе, она всегда всё делала быстрее меня. Я люблю поспать, а она с утра уже шебуршит — оделась, готова. Мы с ней постоянно соревновались, и она всё время выигрывала».
Ее тренер
В Москве Загитова попала в группу Этери Тутберидзе. Тренер Юли Липницкой и Евгении Медведевой отметила перспективную девочку, но сработаться сразу не получилось. Алина признаётся, что очень боялась Этери Георгиевну и постоянно ждала, что на неё будут кричать. Никак не могла привыкнуть к правилам, по которым работает Тутберидзе и её спортсмены.
«С Алиной у нас получилось не сразу, — рассказывает Этери Тутберидзе. — Выгнала её через три месяца. Для меня важно, чтобы спортсмен был самостоятельным. Она это не сразу поняла. Привыкла, что кто-то должен подгонять, заставлять работать, кричать. У нас в группе такого нет. У нас главное — желание. Хочешь — работаешь. Не хочешь — никто упрашивать не будет. Поначалу у Алины такого желания, видимо, не было».
Возвращаться в Ижевск Алина не хотела — фигурное катание перестало быть просто увлечением. И решила поработать с Анной Царёвой, тренером Анны Погорилой. Правда, этот период длился совсем недолго. Фигуристка получила на соревнованиях перелом стопы.
«Когда вышла на лёд после всех травм, толком ничего не получалось, — вспоминает Алина. — На семейном совете решили, что надо заканчивать и возвращаться домой. Купили Этери Георгиевне букет цветов и пошли прощаться, а она предложила попробовать ещё раз».
Вторая попытка оказалась удачной. Сейчас Алина Загитова — одна из лидеров сезона. По оценкам специалистов, в Пхёнчхане Медведева и Загитова разыграют главные медали Олимпиады-2018. При этом девушки часто тренируются в одно и то же время, но никаких конфликтов на этой почве не возникает.
«С Женей мы общаемся нормально, по-дружески, — говорит Загитова. — Она мне объясняет всё, что я у неё спрашиваю, даже поддержать где-то может».
И это ещё одно правило Этери Тутберидзе — никаких конфликтов и склок внутри группы. Только здоровая конкуренция.
«Конечно, они понимают, что первое место на пьедестале одно. Но Алина с Женей — воспитанные девочки. Тренируются вместе без косых взглядов, — подтверждает хореограф группы Алексей Железняков. — А если начнётся грызня — тренер это всегда пресечёт. Слава богу, у нас этого нет. Девчонки относятся друг к другу хорошо».
Ее друзья
С Этери Тутберидзе Загитову связывают не только тренировки. После переезда в Москву Алина сдружилась с дочерью Этери Георгиевны Дианой. Девочки быстро нашли общий язык и сошлись на любви к кофе и джаз-модерну. Кроме того, Диана не так давно перешла в танцы на льду и для Алины больше не соперница.
Ее техника
Алина Загитова оказалась в группе лидеров очень неожиданно. До переезда в Москву ничем особенно не выделялась, но всегда любила прыгать. Именно это заметила Этери Тутберидзе. За счёт уникальной прыжковой техники на чемпионате России — 2017 после произвольной программы в технической оценке Загитова почти на два балла обошла Евгению Медведеву.
Первый взрослый сезон (он же олимпийский) Алина проводит с самыми сложными программами. Кроме Загитовой, никто не прыгает тройной лутц — тройной риттбергер в каскаде и никто не исполняет все прыжки, пять из которых тройные, во второй части произвольной программы. При чистом исполнении это даёт ей почти пять дополнительных баллов в произвольной программе.
Ее характер
Загитова часто признаётся, что чувствует себя лучше, когда приходится преодолевать трудности, — так любая победа сразу же многократно возрастает в цене.
Первая серьёзная проверка случилась в прошлом сезоне, когда Алина отобралась в финал юниорского Гран-при, но чуть не пропустила его.
«Соревнования проходили в Марселе, — рассказывает спортсменка. — Мы с бабушкой забыли взять согласие от родителей, что они разрешают мне выехать за границу самостоятельно. Уговаривали, чтобы меня выпустили без этого документа. Но я же несовершеннолетняя, и всё оказалось намного серьёзнее. Бабушка поехала домой, но не успевала вернуться до вылета. Я хотела полететь в этот же день одна, без тренеров. Но Этери Георгиевна сказала, что в Париже очень большой аэропорт и это рискованно. В итоге на свой рейс, конечно, опоздали, полетели позже. Я очень расстроилась. Но всё что ни делается — к лучшему. У меня появилась злость, и я очень захотела хорошо выступить».
Тот финал Алина выиграла, как, впрочем, и финал взрослого Гран-при в этом сезоне, олимпийском.
Тутберидзе рассказала о разнице между мотивацией Липницкой и Загитовой
Использованы цитаты из материалов Федерации фигурного катания и «Спорт-Экспресса».